«Внутри убийцы»: какой получилась экранизация мирового бестселлера
На «Кинопоиске» вышел новый сериал по книге израильского писателя Майка Омера о серийном маньякеВ Санкт-Петербурге (ну а где же еще) завелся маньяк. Он бальзамирует женщин, превращая их в статуи, которые выставляет на всеобщее обозрение. Ловить этого Пигмалиона едут из Москвы профайлер (эксперт по выявлению лжи на основе мимики, жестов человека и его манеры говорить. – Прим. «Ведомости.Города») Зоя Волгина и специальный сотрудник Следственного комитета Тимофей Волох.
Таков синопсис криминального сериала «Внутри убийцы» от создателей мистического триллера «Топи». Среди этих создателей – команда продюсеров, которая частично перешла в новый проект, оператор Василий Григолюнас, композитор Райан Оттер, художники Эдуард Галкин и Елена Дронова, а главное, режиссер – Владимир Мирзоев.
Режиссерский талант Мирзоева уже давно блистает на театральных подмостках, но к счастью для зрителей, он не из театральных снобов – и не гнушается магии кино. В его багаже приличных размеров фильмография, хотя вряд ли обычный зритель вспомнит сходу что-нибудь, кроме «Бориса Годунова» – экранизации пушкинского шедевра, герои которой живут в современной России, но разговаривают стихами.
Мирзоев долго примерялся к сериалам, но заняться ими вплотную решился лишь с развитием платформ – его художественным амбициям слишком тесно было в телеформате. И первый же проект для «Кинопоиска» – мрачный, медленный, выморочный, очень авторский, но страшно затягивающий, как и обещало название, – сериал «Топи» перезапустил его карьеру. Сериал хвалили, ругали, в общем – обсуждали, повышая его просмотры. Очевидно, такая же судьба ждет и «Внутри убийцы».
Оба сериала и правда выглядят как братья, хотя и не близнецы. Но вряд ли оттого, что в обоих играет Тихон Жизневский – здесь он исполнил одну из главных ролей (следователя). В чем-то схожими их делает эстетика – а она очень важна эстету Мирзоеву, который известен тем, что сам оформляет некоторые свои спектакли. «Внутри убийцы» сразу транслирует плотную, тяжелую атмосферу, может быть, даже удушливую. Местами – буквально, ведь таинственный злодей душит своих жертв. А профайлер Зоя Волгина страдает посттравматическим синдромом, снова и снова проживая случившийся с ней когда-то эпизод удушения.
Здесь надо, наверное, объяснить, кто такие профайлеры и откуда они взялись. Это чаще всего психологи, которые в сотрудничестве с официальными органами помогают в расследованиях, составляя портрет преступника. И речь чаще всего о серийных убийцах. Этот образ логично продолжает тему психологии в российских сериалах, которую так мощно обыграл «Триггер» с Максимом Матвеевым.
Объединяет «Внутри убийцы» с мирзоевским предшественником и крепкая литературная основа. Сценарий написан по одноименному роману израильского писателя Майка Омера. Бывший айтишник, он внезапно открыл в себе писательский талант – и опубликовал цикл детективов о профайлере по имени Зои Бентли, переведенный на множество языков. Стоит отметить остроумие всех причастных к российской локализации текста Омера, превративших Зои Бентли в Зою Волгину (ее играет Анастасия Евграфова).
Омер писал свой цикл на английском, пытаясь вырваться за пределы небольшого израильского рынка (и ему это удалось). Поэтому и ориентировался он на западного читателя. В сериале Мирзоева это некоторым образом откликается: кабинеты спецотдела СК – последний писк минимализма, у героев красивые, просторные квартиры, многие одеты так, будто готовятся к съемкам в ремейке «Эквилибриума» (фильм режиссера Курта Уиммера, вышедший в 2002 г.). Ну и обязательный диалог, когда шеф назначает героине напарника, и та запальчиво отвечает: «Я не работаю с напарниками!».
Но Мирзоев не был бы собой, если бы не обращал даже такие штампы себе на пользу. Из этих иногда стандартных блоков он сооружает собственное строение, которое чем дальше, тем сильнее смахивает на готический замок. Большой, таинственный и пугающий. А уж пугать, как мы поняли по «Топям», он хорошо умеет.