Читайте также
Тайный Санта. Зачем люди отправляют новогодние подарки незнакомцам
«Смешно, когда обо мне пишут – «бунтарка»: Ольга Сутулова о светской Москве 2000-х и жизни по правилам
Один дома. Почему москвичи отмечают Новый год без друзей и родственников

«Костюм Деда Мороза — настоящая баня»: как работают новогодние волшебники

В чем отличия работы Деда Мороза в России и за границей
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Ежегодно, начиная с середины декабря, главных новогодних волшебников — Дедов Морозов — ждут чуть ли не в каждом доме. За время праздников, по разным оценкам, они могут зарабатывать до 500 000 рублей. Пандемия коронавируса спрос на новогодних аниматоров не уменьшила, а лишь наоборот подстегнула интерес. Наши соотечественники активно продвигают российские традиции и за рубежом. Об особенностях работы на должности главного новогоднего волшебника в разных странах — в материале «Ведомости. Город». 

Денис Салахов, 45 лет, Россия

Предоставлено героем публикации
Предоставлено героем публикации

Денис Салахов работает в Москве Дедом Морозом свой юбилейный 20-й сезон. У него есть актерское и педагогическое образование. Впервые бороду и костюм надел в период студенчества: тогда его перед праздниками попросили поздравить сотрудников и покупателей рынка. Салахов понял, что «это тема», и решил заняться этим всерьез.

За свой первый официальный заказ он заработал 500 руб., работая час в одном из ресторанов в центре Москвы. В начале пути у Салахова не было ни своего костюма, ни прямых клиентов. «Первый костюм у меня был очень бюджетным. Я его украсил, как мог, и сделал акцент на грим и парик. Когда приходил в этом простом костюме, мне с первой секунды приходилось задавать яркую музыкальную атмосферу, чтобы люди не замечали, насколько Дед Мороз бедно одет: у нас в России все равно встречают по одежке», — напомнил Денис. 

К 2005 году все изменилось. «У меня уже стали появляться свои клиенты и «прямые заказы» — это примерно 2000-2500 руб. за час работы на корпоративе», — объяснил Салахов. Появился и костюм поприличнее. Теперь, по словам Салахова, ему не нужно тратить 5-10 минут в самом начале на то, «чтобы показать, что я не лыком шит». 

Денис всегда работал в среднем сегменте. Выгоднее всего, по словам Деда Мороза со стажем, работать в «человейниках» — районах с плотной многоэтажной застройкой. Там можно загримироваться один раз и устроить новогодний чес, если заранее найти клиентов. Некоторые артисты для этого расклеивают в подъездах объявления, другие — ходят по детским площадкам и «закидывают удочки» в разговоре с местными мамами. Нередко Дедов Морозов перехватывают соседи: увидев одетых актеров в подъезде, зовут к себе. 

Цена визита на дом просчитывается с учетом целого ряда факторов: дата и время праздника, число гостей, продолжительность выступления актера, транспортная доступность и удаленность от следующих клиентов.  «В среднем заказ по Москве стоит 100 рублей за минуту. Минимальный заказ — 30 минут. Меньше — невыгодно, потому что одеться и наложить грим — это минимум 15 минут. И потом еще 15 минут переодеться обратно», — объяснил Салахов. 

За сезон с 15 декабря по 13 января, если Дед Мороз работает много: днем обходит квартиры и офисы, а вечером развлекает публику на корпоративах, то может заработать до 500 000, объяснил Салахов. Если же обойтись только школами, детскими садами и квартирами, то около 150 000 рублей. 

Денис подчеркнул, что несмотря на пандемию, спрос на новогодних аниматоров сохраняется на высоком уровне — популярны заказы на дом. 

Михаил Катковский, 36 лет, Германия

Предоставлено героем публикации
Предоставлено героем публикации

Михаилу 36 лет, он родился в Белоруссии. По образованию инженер-строитель, но всю свою жизнь работал в продажах. Будучи студентом подрабатывал Дедом Морозом, а уже основательно начал работать в этой сфере в 2014 году, когда переехал в Берлин и создал в городе свою студию праздников. 

Популярность в Германии к Михаилу пришла после попадания его Деда Мороза в трансляцию чемпионата мира по хоккею в 2017 году. «На чемпионат мы поехали с друзьями поболеть за сборную России, на всякий случай решили взять костюмы и флаги. Болельщики из всех стран очень приветливо отнеслись к нашему появлению на трибуне, особенно русские. Нас много показывали по телевидению, брали интервью. После этого на других спортивных мероприятиях тоже стали появляться Деды Морозы на трибунах», — объяснил Катковский.

Успех Деда Мороза за рубежом, по словам Михаила, напрямую зависит от особенностей диаспоры. В Берлине есть целые районы с преимущественно русскоговорящим населением — там жители держатся за советские воспоминания и прививают традиции своим детям.

«Это родители, которые хотят подарить детям сказку, рассказать, кто такие Дед Мороз и Снегурочка. В Германии есть свой Дед Мороз, он называется Вайнахтсманн (Weihnachtsmann — «Рождественский дед»), он тоже приходит к детям, но 24 декабря. Рождество здесь основной праздник, а не Новый год. Поэтому уже 25-26 декабря можно увидеть на улицах выброшенные елки. В то время как у наших, русскоговорящих, елки стоят до Старого Нового года», — рассказал он. 

Местные жители обычно зовут Деда Мороза в гости без Снегурочки, поскольку в немецком фольклоре волшебник приходит без внучки. Если позволяет бюджет, то Деда Мороза «комплектуют» Эльзой — героиней «Холодного Сердца», которая снова стала популярна у детей после выхода второй части мультфильма в 2019 году. 

По сравнению с прошлым годом Михаил видит заметное оживление на рынке — заказов на порядок больше. При этом кроме живого формата активно используется и поздравление по видеосвязи — эта практика появилась только год назад из-за COVID-ограничений. 

Такое поздравление, в зависимости от времени суток и даты, стоит от 20€ (примерно 1600 руб). От вопросов о заработке Деда Мороза Михаил вежливо уклоняется — в Германии не принято рассказывать о своих доходах. Средняя цена по рынку — 150€ за выступление одного артиста (12 500 руб). 

Ярослав Ткачук, 35 лет, Израиль

Предоставлено героем публикации
Предоставлено героем публикации

Ярослав учился в Тюмени в Нефтегазовом университете. В студенчестве занимался организацией студенческих весен и КВН. «Там начал подрабатывать Дедом Морозом. Потом решил связать свою жизнь с театром. Каждое 31-е декабря, как в «Иронии судьбы», я «хожу в баню», — смеется Ярослав. — Костюм Деда Мороза — это настоящая баня, знают все, кто в нем работал». 

Профессионально работать новогодним волшебником начал в 2005 году. В последнее 10 лет Ткачук живет на два города — Москву и Тель-Авив, поэтому в Израиле решил создать маленькую ближневосточную резиденцию Деда Мороза. 

В этом году в Израиле из-за карантина у Ткачука складывается лишь укороченная «новогодняя сессия» — всего четыре последних дня декабря. Вместе с Ярославом Дедом Морозом в Тель-Авиве три года работает и его отец.

Стандартное 30-минутное поздравление новогоднего волшебника в Израиле стоит около 200 шекелей (около 4700 руб.). В основном, заказывают Деда Мороза выходцы из стран бывшего СССР, которые хотят вспомнить молодость и рассказать своим детям о семейных традициях. Ярослав при этом отмечает, что израильская аудитория очень душевно откликается на работу русскоязычных артистов. 

«Израильтяне — очень эмоциональный народ, они любят представления. Но такого сакрального отношения к Деду Морозу, как в России, у них нет. При этом следует помнить, что Израиль — религиозная страна. Поэтому на улице в адрес Деда Мороза могут лететь насмешки и оскорбления», — предупреждает Ярослав. 

Также он указывает на другую проблему — рынок «испортили дилетанты»: «Это просто катастрофа. Все хотят максимально сэкономить и заказать поздравление чуть ли не за мешок гречки. Главное, чтобы Дед Мороз пришел, а на качество уже плевать. Сейчас профессиональные актеры сравняли свои цены с дилетантами. У нас очень низко ценятся актеры, к ним отношения как к обслуге». 

При этом, отказываться от новогоднего волшебства Ярослав не собирается, так как относится к работе Деда Мороза как к давнему увлечению, а не заработку: «Мне очень нравится эта роль. Мне нравится углубляться, искать старорусские словечки, продумывать характер. Не просто надеть костюм, а создать персонажа по всем правилам Станиславского и Чехова».

Самое популярное
Умный город / Галерея
Центральный университет откроет новый кампус в здании Центрального телеграфа
Объект культурного наследия на Тверской улице приобретен у девелопера Vos`hod
Горожане
Важен каждый: в голосовании о московском цирке приняли участие 100 000 человек
На платформе «Активный гражданин» горожане могут высказаться о его будущем
Умный город
Интеллектуальная среда: Москва реализует около 100 проектов с использованием ИИ
За год в столице внедрили около 300 моделей инновационных разработок
Наш город
425 музыкантов в метро и 1,6 млн тонн собранного вторсырья – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Наш город
Старейший в городе: как идет реконструкция Ленинградского вокзала
После работ площадь залов ожидания вырастет более чем втрое
Наш город
Будет лучшим: Куклачев оценил идею строительства нового цирка в Москве
По словам мэра, старое здание на проспекте Вернадского исчерпало свой ресурс
Наш город
Собянин: в ОЭЗ «Технополис Москва» вошли еще четыре производственные площадки
В прошлом году резиденты и арендаторы особой зоны инвестировали в развитие 215 млрд рублей
Свободное время
Куда пойти в выходные 15–16 февраля
Самые интересные события в Москве
Наш город
Собянин призвал москвичей проголосовать по теме создания нового большого цирка
Горожанам предложат выбрать место размещения объекта
Умный город
Московская торговля: на онлайн-портале столицы запустили новый спецпроект
Сегодня на городских рынках представлены продукты более чем из 80 регионов России
Культурный город
Что слушать этой зимой: «Лоэнгрин» в Большом и две «Свадебки» Стравинского
Главные события в мире академической музыки
Свободное время
В мире животных: Московский зоопарк отмечает день рождения
Сейчас он занимает первое место на планете по разнообразию видов
Горожане
Юлия Пересильд: «Для меня первичен даже не персонаж, а сценарий»
Звезда «Финиста» и «Вызова» – о молодой Яге, любимых местах Москвы и актрисах, которыми восхищается
Наш город
Шагая по столице: на каких площадках проекта «Зима в Москве» стоит побывать
Центр города в этом году стал местом встреч и дружеских фотосессий
Городская недвижимость
Столичные предприниматели все чаще покупают помещения в домах-памятниках
В исторических зданиях открываются гостиницы, кафе и другие точки притяжения москвичей и гостей города