Читайте также
Тайный Санта. Зачем люди отправляют новогодние подарки незнакомцам
«Смешно, когда обо мне пишут – "бунтарка" »: Ольга Сутулова о светской Москве 2000-х и жизни по правилам
Один дома. Почему москвичи отмечают Новый год без друзей и родственников

«Костюм Деда Мороза — настоящая баня»: как работают новогодние волшебники

В чем отличия работы Деда Мороза в России и за границей
Евгений Разумный / Ведомости

Ежегодно, начиная с середины декабря, главных новогодних волшебников — Дедов Морозов — ждут чуть ли не в каждом доме. За время праздников, по разным оценкам, они могут зарабатывать до 500 000 рублей. Пандемия коронавируса спрос на новогодних аниматоров не уменьшила, а лишь наоборот подстегнула интерес. Наши соотечественники активно продвигают российские традиции и за рубежом. Об особенностях работы на должности главного новогоднего волшебника в разных странах — в материале «Ведомости. Город». 

Денис Салахов, 45 лет, Россия

Предоставлено героем публикации

Денис Салахов работает в Москве Дедом Морозом свой юбилейный 20-й сезон. У него есть актерское и педагогическое образование. Впервые бороду и костюм надел в период студенчества: тогда его перед праздниками попросили поздравить сотрудников и покупателей рынка. Салахов понял, что «это тема», и решил заняться этим всерьез.

За свой первый официальный заказ он заработал 500 руб., работая час в одном из ресторанов в центре Москвы. В начале пути у Салахова не было ни своего костюма, ни прямых клиентов. «Первый костюм у меня был очень бюджетным. Я его украсил, как мог, и сделал акцент на грим и парик. Когда приходил в этом простом костюме, мне с первой секунды приходилось задавать яркую музыкальную атмосферу, чтобы люди не замечали, насколько Дед Мороз бедно одет: у нас в России все равно встречают по одежке», — напомнил Денис. 

К 2005 году все изменилось. «У меня уже стали появляться свои клиенты и «прямые заказы» — это примерно 2000-2500 руб. за час работы на корпоративе», — объяснил Салахов. Появился и костюм поприличнее. Теперь, по словам Салахова, ему не нужно тратить 5-10 минут в самом начале на то, «чтобы показать, что я не лыком шит». 

Денис всегда работал в среднем сегменте. Выгоднее всего, по словам Деда Мороза со стажем, работать в «человейниках» — районах с плотной многоэтажной застройкой. Там можно загримироваться один раз и устроить новогодний чес, если заранее найти клиентов. Некоторые артисты для этого расклеивают в подъездах объявления, другие — ходят по детским площадкам и «закидывают удочки» в разговоре с местными мамами. Нередко Дедов Морозов перехватывают соседи: увидев одетых актеров в подъезде, зовут к себе. 

Цена визита на дом просчитывается с учетом целого ряда факторов: дата и время праздника, число гостей, продолжительность выступления актера, транспортная доступность и удаленность от следующих клиентов.  «В среднем заказ по Москве стоит 100 рублей за минуту. Минимальный заказ — 30 минут. Меньше — невыгодно, потому что одеться и наложить грим — это минимум 15 минут. И потом еще 15 минут переодеться обратно», — объяснил Салахов. 

За сезон с 15 декабря по 13 января, если Дед Мороз работает много: днем обходит квартиры и офисы, а вечером развлекает публику на корпоративах, то может заработать до 500 000, объяснил Салахов. Если же обойтись только школами, детскими садами и квартирами, то около 150 000 рублей. 

Денис подчеркнул, что несмотря на пандемию, спрос на новогодних аниматоров сохраняется на высоком уровне — популярны заказы на дом. 

Михаил Катковский, 36 лет, Германия

Предоставлено героем публикации

Михаилу 36 лет, он родился в Белоруссии. По образованию инженер-строитель, но всю свою жизнь работал в продажах. Будучи студентом подрабатывал Дедом Морозом, а уже основательно начал работать в этой сфере в 2014 году, когда переехал в Берлин и создал в городе свою студию праздников. 

Популярность в Германии к Михаилу пришла после попадания его Деда Мороза в трансляцию чемпионата мира по хоккею в 2017 году. «На чемпионат мы поехали с друзьями поболеть за сборную России, на всякий случай решили взять костюмы и флаги. Болельщики из всех стран очень приветливо отнеслись к нашему появлению на трибуне, особенно русские. Нас много показывали по телевидению, брали интервью. После этого на других спортивных мероприятиях тоже стали появляться Деды Морозы на трибунах», — объяснил Катковский.

Успех Деда Мороза за рубежом, по словам Михаила, напрямую зависит от особенностей диаспоры. В Берлине есть целые районы с преимущественно русскоговорящим населением — там жители держатся за советские воспоминания и прививают традиции своим детям.

«Это родители, которые хотят подарить детям сказку, рассказать, кто такие Дед Мороз и Снегурочка. В Германии есть свой Дед Мороз, он называется Вайнахтсманн (Weihnachtsmann — «Рождественский дед»), он тоже приходит к детям, но 24 декабря. Рождество здесь основной праздник, а не Новый год. Поэтому уже 25-26 декабря можно увидеть на улицах выброшенные елки. В то время как у наших, русскоговорящих, елки стоят до Старого Нового года», — рассказал он. 

Местные жители обычно зовут Деда Мороза в гости без Снегурочки, поскольку в немецком фольклоре волшебник приходит без внучки. Если позволяет бюджет, то Деда Мороза «комплектуют» Эльзой — героиней «Холодного Сердца», которая снова стала популярна у детей после выхода второй части мультфильма в 2019 году. 

По сравнению с прошлым годом Михаил видит заметное оживление на рынке — заказов на порядок больше. При этом кроме живого формата активно используется и поздравление по видеосвязи — эта практика появилась только год назад из-за COVID-ограничений. 

Такое поздравление, в зависимости от времени суток и даты, стоит от 20€ (примерно 1600 руб). От вопросов о заработке Деда Мороза Михаил вежливо уклоняется — в Германии не принято рассказывать о своих доходах. Средняя цена по рынку — 150€ за выступление одного артиста (12 500 руб). 

Ярослав Ткачук, 35 лет, Израиль

Предоставлено героем публикации

Ярослав учился в Тюмени в Нефтегазовом университете. В студенчестве занимался организацией студенческих весен и КВН. «Там начал подрабатывать Дедом Морозом. Потом решил связать свою жизнь с театром. Каждое 31-е декабря, как в «Иронии судьбы», я «хожу в баню», — смеется Ярослав. — Костюм Деда Мороза — это настоящая баня, знают все, кто в нем работал». 

Профессионально работать новогодним волшебником начал в 2005 году. В последнее 10 лет Ткачук живет на два города — Москву и Тель-Авив, поэтому в Израиле решил создать маленькую ближневосточную резиденцию Деда Мороза. 

В этом году в Израиле из-за карантина у Ткачука складывается лишь укороченная «новогодняя сессия» — всего четыре последних дня декабря. Вместе с Ярославом Дедом Морозом в Тель-Авиве три года работает и его отец.

Стандартное 30-минутное поздравление новогоднего волшебника в Израиле стоит около 200 шекелей (около 4700 руб.). В основном, заказывают Деда Мороза выходцы из стран бывшего СССР, которые хотят вспомнить молодость и рассказать своим детям о семейных традициях. Ярослав при этом отмечает, что израильская аудитория очень душевно откликается на работу русскоязычных артистов. 

«Израильтяне — очень эмоциональный народ, они любят представления. Но такого сакрального отношения к Деду Морозу, как в России, у них нет. При этом следует помнить, что Израиль — религиозная страна. Поэтому на улице в адрес Деда Мороза могут лететь насмешки и оскорбления», — предупреждает Ярослав. 

Также он указывает на другую проблему — рынок «испортили дилетанты»: «Это просто катастрофа. Все хотят максимально сэкономить и заказать поздравление чуть ли не за мешок гречки. Главное, чтобы Дед Мороз пришел, а на качество уже плевать. Сейчас профессиональные актеры сравняли свои цены с дилетантами. У нас очень низко ценятся актеры, к ним отношения как к обслуге». 

При этом, отказываться от новогоднего волшебства Ярослав не собирается, так как относится к работе Деда Мороза как к давнему увлечению, а не заработку: «Мне очень нравится эта роль. Мне нравится углубляться, искать старорусские словечки, продумывать характер. Не просто надеть костюм, а создать персонажа по всем правилам Станиславского и Чехова».

Самое популярное
Горожане
«Инвестиции от Baring Vostok – вроде Нобелевской премии». Управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский
Александр Ларьяновский – об уходе из «Яндекса» в чужой стартап и жизни на две страны
Горожане
Принятие ограничений — шаг к успеху. Как перестать ставить перед собой чужие цели
И понять, где надуманные барьеры, а где — реальные
Умный город
«Может послать, если надоешь»: Давид Ян о том, как разработал ИИ, который умеет чувствовать
ИИ-дворецкий, который может не пустить хозяев домой
Горожане
Как живет в Москве самый высокий человек России
Когда даже потолки в метро низкие, а одежда нужна размера 3XL
Горожане
Начать сначала. Почему москвичи меняют работу
Удаленка способствует желанию поменять род деятельности и найти свое призвание
Умный город / Мнение
Способны ли электромобили покорить Москву: плюсы и минусы
По дорогам столицы ездит пятая часть всего электропарка России
Умный город / Мнение
Можно ли найти себя в IT-индустрии после 45
Как поменять алгоритм поиска работы
Свободное время
Никакой магии: как Гильермо дель Торо обличает псевдопсихологов в своей новой картине
В «Аллее кошмаров» нет привычной зрителям мистики. Главный монстр здесь медиум-шарлатан, которого сыграл Брэдли Купер
Умный город
«Работаю сам на себя». Чего не хватает таксистам, курьерам и репетиторам
Как видят регулирование платформенной занятости власть, бизнес и работники
Другие города
Выйти на лед. Где ловить рыбу зимой без вреда для здоровья
Как сверлить лунки, чтобы не провалиться, где клюет и на что ловить
Свободное время
Нео измельчал. Чего ждать от продолжения «Матрицы»
Рассказываем, стоило ли ждать продолжения «Матрицы» почти 20 лет
Свободное время
Кто отведет «Оскары» под ручку к номинантам и почему это важно
Все кандидаты на роль ведущего церемонии — от «человека-паука» до нового парня Ким Кардашьян
Свободное время
Куда пойти в выходные 22-23 января
Виктор Цой в Манеже, Данте на Ордынке и гастрономический киномарафон
Горожане / Мнение
Не могу думать ни о чем другом: как тревога влияет на нашу жизнь и работоспособность
Косвенные расходы, связанные с тревожными расстройствами, обходятся работодателям в $4 млрд ежегодно
Свободное время
Не секта и не Гарри Поттер: как реагируют на магическую экскурсию по Москве
Ночной тур в плащах со стариком Фонарщиком — для мэров и простых горожан