Читайте также
Театр под занавес: 4 премьеры в конце сезона
С подкастом – в парк. По каким зеленым территориям Москвы погулять с аудиогидом
5 новых сериалов июня: дочь Джонни Деппа ставит опасные эксперименты над собой, а обреченный полицейский несется навстречу смерти

«Девелоперу важно почувствовать город, его ритм»

Как строить так, чтобы это понравилось жителям региона, рассказал в интервью «Ведомости. Городу» президент группы «Эталон» Геннадий Щербина
Пресс-служба Группы «Эталон»
Пресс-служба Группы «Эталон»

В российских мегаполисах появляются новые кварталы, где с нуля возводятся жилые дома и социальная инфраструктура. Столичные девелоперы начинают строить в крупных городах страны – в Тюмени, Екатеринбурге, Омске. О том, зачем московским игрокам региональная экспансия, как строить так, чтобы это понравилось местным жителям, и как при всем этом городам не потерять своей идентичности, рассказал в интервью «Ведомости. Городу» президент группы «Эталон» Геннадий Щербина.

– Геннадий Филиппович, аналитики насчитывают значительные товарные запасы новостроек – в основном типовых – в городах-миллионниках. И это при все более ограниченном спросе: он существенно меньше, чем 10 лет назад. Строить все больше и больше – это сейчас правильная стратегия? 

– Уровень обеспеченности жильем у нас в стране действительно растет в последние годы, но все еще остается довольно низким. Затоваривание пока нам точно не грозит. Жилье остается базовой потребностью человека, и каждая качественно построенная квартира найдет своего покупателя.

Что касается спроса, то рынок сейчас ищет баланс после периодов ажиотажного спроса и спада продаж и возвращается к своему нормальному состоянию. Например, у нас с начала года фиксируется среднемесячный рост продаж на 30%.

– У вас много остается непроданных квартир к моменту ввода дома в эксплуатацию?

– Все зависит от проекта, и в частности от класса дома. В высокобюджетном сегменте потенциальные покупатели предпочитают дождаться высокой степени готовности или даже завершения проекта. Хотят оценить результат своими глазами и принять решение о покупке. В таких проектах продажи разгоняются обычно ближе к моменту, когда здание уже построено более чем наполовину.

В среднем по всем нашим объектам во всех регионах после ввода дома в эксплуатацию нераспроданными оставались около 24% квартир. И это нормальная практика реализации проекта.

– Что может поддерживать спрос на проекты через год, три, пять лет? Каков вообще ваш горизонт планирования?

– Мы сейчас реализуем несколько проектов-миллионников в разных городах России. Это жилой квартал Shagal в Москве, квартал «Зеленая река» в Омске, район Солнечный в Екатеринбурге. По этим проектам горизонт планирования более 10 лет.

– Совместные проекты, сотрудничество девелоперов – каково это? Ведь у каждой компании, как правило, собственные представления о прекрасном...

– Форматы сотрудничества могут быть самыми разными в зависимости от задач. Нам интересно работать с сильными локальными игроками. Например, в Тюмени, где мы реализуем собственные проекты, мы также выступаем соинвестором совместного проекта с компанией «Страна Девелопмент» – жилого комплекса «Юнион». Или пример жилого района Солнечный в Екатеринбурге. Здесь мы пришли на большой объем, 167,7 га территории, на смену мастер-девелоперу Forum Group. Это район с уже узнаваемым лицом, и нам было важно сохранить преемственность.

Есть и столичный пример – совместная разработка единой концепции для двух смежных участков застройки на территории полуострова ЗиЛ с «Группой ЛСР». Мотивацией для объединения усилий стало стремление обеспечить единство застройки и визуальный комфорт будущих жителей района ЗиЛ, который превращается в новый центр Москвы.

– Как принимается решение строить в других городах? Что особенного увидели в Екатеринбурге, в Омске?

– Региональная экспансия – это один из ключевых пунктов стратегии развития, которую мы представили еще в 2020 г. С самого начала мы ориентировались на крупные и экономически благополучные регионы России, города-миллионники. Мы увидели мотивацию как органов власти, так и жителей к повышению качества городской среды, которая как раз формирует рынок для нашего продукта.

Например, в Омске мы стартовали со своим первым региональным проектом за пределами двух столиц – жилым кварталом «Зеленая река» на левобережье Иртыша. На территории площадью более 350 га мы начали строительство сразу 14 многоэтажных корпусов. Вместе с городскими и региональными властями начали создавать город в городе. Мы проектируем и строим и социальную инфраструктуру, дороги, маршруты общественного транспорта, общественные пространства, скверы, бульвары, игровые и спортивные площадки.

Немного другая ситуация в Екатеринбурге. Потребитель здесь за последние годы уже успел привыкнуть к качественному девелопменту, разнообразию авторской архитектуры, редким форматам квартир и т. д. Просто «вывеска» федерального или столичного застройщика здесь не работает. Тут нужно доказать, что тебе есть чем удивить взыскательного клиента. 

– Как вообще девелопер видит другой город – только как еще одну площадку для бизнеса?

– На самом деле мы уже больше 20 лет работаем в регионах, наша сеть продаж сегодня охватывает 35 регионов России. Раньше мы продавали жителям этих регионов квартиры в наших жилых комплексах в Санкт-Петербурге и Москве, а сегодня расширили географию и самих проектов.

Мы видим, что девелоперские рынки в регионах развиты гораздо лучше, чем это кажется из столиц. У местных игроков есть чему поучиться и что перенять: и в части продукта, и в технологиях продвижения и продаж.

– Всегда ли в регионе уместны столичные наработки и шаблоны?

– Недостаточное внимание к местным особенностям и укладу жизни при разработке проекта – одна из основных ошибок. Нередко девелопер выходит со «столичным» стандартом и уверен, что это «уникальное торговое предложение» гарантирует ему конкурентное преимущество. Однако сила привычек и традиций в регионах имеет большой вес. Для команды проекта важно почувствовать город, его ритм. Проводить исследования, проверять гипотезы на фокус-группах.

– Если строить везде «одинаково хорошо» – то как сделать так, чтобы не было везде одинаково? Не сотрет ли слишком активная экспансия крупных застройщиков идентичность российских городов?

– Думаю, нет. Самобытность и традиции очень сильны в российских регионах. Можем взять в качестве примера тот же Екатеринбург. Федеральные застройщики начали активную экспансию сюда около 15 лет назад. Около 30% жилья в городе сегодня строится иногородними девелоперами, однако идентичность Екатеринбурга никуда не делась.

Причина как раз в требовательности регионального покупателя. Современный застройщик пользуется другими материалами, технологиями, ориентируется на иные требования к комфортности городского пространства. При этом грамотный девелопер помнит, что его проекты формируют лицо района, всего города. Даже эконом-сегмент уже исключает безликую типовую застройку, которая нам известна по советскому периоду. Современные покупатели жилья формируют запрос на создание благоприятной городской среды, с авторской архитектурой и благоустройством, которые обеспечат визуальный комфорт, на использование современных и экологичных материалов, интеграцию нетиповых игровых площадок.

Стремление мегаполисов впитать лучшие практики в архитектуре и строительстве – совершенно нормальный процесс, который сопровождает всю историю развития городов. Все знаковые постройки, которые сегодня формируют ту самую идентичность разных городов мира, когда-то были новоделом и вызывали бурные споры у местных жителей.

Самое популярное
Наш город
Собянин: путепровод через СЗХ у Новозаводской улицы будет достроен в 2026 году
Мневниковская пойма станет крупным центром с 3 млн «квадратов» недвижимости
Умный город
Оксана Сударева: «КЭДО может стать конкурентным преимуществом ритейлера»
Руководитель домена управления персоналом ГК «Лента» – о важности цифровизации бизнес-процессов
Свободное время
Это наш конек: катки на площадках проекта «Зима в Москве» открыты в любую погоду
В этом году в столице работают два десятка площадок с искусственным льдом
Культурный город
В 2024 году с помощью платформы «Москино» согласованы съемки более 600 проектов
Онлайн-ресурс является частью стратегии столичной мэрии по развитию киноиндустрии в Москве
Свободное время
Праздник удался: «Китайский Новый год» в Москве посетили почти 1,5 млн человек
Гости фестиваля чаще всего посещали мастер-классы и чайные церемонии
Горожане
Сытные, сладкие, твои: активные горожане выберут начинку для блинов
В преддверии Масленицы москвичи смогут проголосовать за свой вариант традиционного блюда
Культурный город
С исторической точностью: на ВДНХ идет реставрация павильона № 35 «Главтабак»
За 11 лет рабочие восстановили почти 40 объектов выставочного комплекса
Свободное время
Философия бани: где попариться по всем правилам
Представляем варианты отдыха с пользой для тела и души
Наш город
Собянин: Москва получит 242 млн единиц медпрепаратов по офсетному контракту
В «Алабушеве» запустили производство лекарств по новому механизму договоров в системе госзаказа
Наш город
Магазин на диване: пятая часть расходов москвичей приходится на онлайн-покупки
Участники проекта «Сделано в Москве» за год продали на маркетплейсах 370 000 товаров
Свободное время
Скип, ресурфейсер и шайба: активных горожан пригласили на «Большую викторину»
Участники опроса смогут ответить на вопросы о зимних видах спорта
Наш город
Курс на ЗОЖ: до 2027 года в Москве построят еще 101 спортивный объект
Всего за 14 лет в столице появилось 327 таких объектов, в том числе при участии инвесторов
Наш город
Свадьбы в метро и машина за переезд – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Наш город
Москва – плюс: индийские туроператоры оценили проект межрегиональных путешествий
Участники бизнес-миссии в Мумбаи намерены расширять предложения для поездок в Россию
Наш город
Своя колея: трамваями в Москве воспользовались за год более 190 млн раз
Столичные власти продолжают развитие обособленной сети электротранспорта