Читайте также
Вкусно жить не запретишь. Ресторатор Перельман — о том, как покорил гастрономический мир
В погоне за впечатлениями. Какие уникальные музеи посетить недалеко от Москвы
Можно без рук: тестируем Subaru Outback нового поколения

Как Москва будет производить свои автомобили

Под брендом «Москвич» выпустят электромобили и традиционные машины
Максим Мишин / Пресс-служба мэра и правительства Москвы
Максим Мишин / Пресс-служба мэра и правительства Москвы

Еще в марте французская компания «Рено» объявила, что покидает российский рынок. Она владела столичным автомобильным заводом с 1998 г. и оставила после себя только долги перед рабочими, которые составляли порядка 691 млн руб. Столица решила забрать в собственность предприятие и возродить бренд «Москвич». Технологии и конструкторская документация новым владельцам от прежних предоставлены не были. В том числе по этой причине был взят курс на импортозамещение. Эксперты считают, что, несмотря на амбициозные планы, пока о производстве полностью отечественных автомобилей говорить рано. Что ждет столичное машиностроение в ближайшем будущем – в материале «Ведомости. Города».

Флагман машиностроения

Уход автомобильных брендов из России нанес неслабый удар по отечественному авторынку. После введения санкций крупнейшие компании, такие как «Ауди», БМВ, «Тойота», «Шкода», не только прекратили поставки автомобилей в нашу страну, но и приостановили сборку машин на заводах. Как результат, в июне продажи новых машин рухнули на 82%, а объемы производства упали более чем на 70%.

На территории Москвы французской компанией «Рено» был оставлен целый завод, и на его месте в марте возродился «Москвич». Пока это явление лишь символическое. Для Москвы это шаг навстречу импортозамещению и сохранению трудового коллектива, который был оставлен иностранной компанией. На протяжении долгих лет владелец целенаправленно избавлялся от отечественных поставщиков автокомпонентов, переводя производство на импортные запчасти. Поэтому сейчас заводу приходится начинать буквально с нуля, заключая контракты с новыми контрагентами.

В конце июля мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор ПАО «Камаз» Сергей Когогин подписали соглашение о сотрудничестве в области развития легкового автомобильного транспорта. «Это новый этап дальнейшего развития [завода «Москвич»]. Правительство Москвы вернуло себе право собственности на этот завод. Теперь мы собственники, как и было раньше. И вместе с нашим технологическим партнером наметили программу возобновления работы теперь уже завода под названием «Москвич», – заявил тогда Собянин.

Основной акцент в текущей экономической ситуации был сделан на производстве электромобилей. Как заявил Собянин, Москва должна стать основной площадкой создания электродвигателя, аккумуляторов и всех комплектующих для новых машин. При этом на бывшем предприятии «Рено» продолжат выпуск и традиционных моделей авто.

Вместе с компанией «Камаз» правительство Москвы договорилось о ряде целей на предстоящие два года. До конца 2022 г. предприятия должны будут наладить крупноузловую сборку автомобилей. В этом году их планируется выпустить порядка 600 шт., из которых 200 – с электродвигателем. Уже в 2023 г. – 50 000 машин, в том числе 10 000 – с электродвигателем. А в течение 2024 г. – 100 000 авто, из которых на электричестве должны работать порядка 20 000.

Где взять детали?

Компоненты для крупноузловой сборки должны будут поставляться от «дружественных стран». Как рассказывают «Ведомости. Городу» эксперты, речь идет прежде всего о китайских компаниях. «Мы знаем, что Китай в этом направлении достиг достаточно интересных результатов. За последний год там появилось много компаний, которые имеют очень серьезные разработки технологического характера по изготовлению электромобилей», – говорит экономист Юрий Твердохлеб. По его словам, на данный момент из-за санкционных рисков в СМИ появляется все меньше информации о переговорах столичного правительства с зарубежными организациями. «Сейчас переговоры ведутся интенсивно, но в СМИ поступает информации не так много, потому что санкционные вещи – это достаточно сложная коммерческая вещь. Мы в ближайшие полгода-год увидим уже конкретные результаты», – сообщил Твердохлеб.

Максим Мишин / Пресс-служба мэра и правительства Москвы
Максим Мишин / Пресс-служба мэра и правительства Москвы

Как рассказывает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков, наиболее вероятным поставщиком комплектующих для крупноузловой сборки «Москвича» является китайская компания JAC. По его словам, она же поставляет модели на иранский рынок и вместе с тем сотрудничает с Volkswagen.

«Естественно, компания JAC не хочет попасть под вторичные санкции. Хотя JAC поставляют даже на рынок Ирана. Но одно дело – продавать свои автомобили самостоятельно через рынок Ирана, другое дело – заниматься сотрудничеством с государственными структурами. Это разные вещи», – отмечает Кадаков.

По его словам, для производства электромобилей нужен зарубежный поставщик. В противном случае у России не получится производить их в ближайшее время. «Россия на данный момент не в состоянии выпускать все комплектующие, которые необходимы для производства электромобилей. И автомобилей – тоже. В этом и следующем году мы не осилим все необходимое. Но амбиции у Москвы большие, престижный проект, деньги есть», – отмечает Кадаков.

На 100% свой

В то же время, как считают эксперты, важно спроектировать и запустить в серию исключительно российскую машину, которая будет полностью производиться из деталей отечественного производства, без использования обновленного дизайна Dacia Logan или любой иной иностранной марки.

«Это сложнейшая задача, обусловленная сильной долей импорта в российском автомобилестроении, сформированной за 30 лет постсоветской России. Но настало время вспомнить все хорошее, что было накоплено в СССР, внедрить на «Москвиче» и сделать подлинно российский автомобиль, который станет таким же популярным брендом, как выпускавшиеся 30–50 лет назад машины. Пускай подобный путь будет тяжелым – без него у отечественного автопрома и столичной промышленности нет никаких перспектив», – размышляет промышленный эксперт Леонид Хазанов.

Отметим, что на конец 2024 г. предприятие планирует начать заниматься мелкоузловой сборкой, что будет свидетельствовать о расширении использования российских компонентов в собираемых легковушках. В частности, как сообщается на сайте мэрии, для такого типа сборки будут доступны отечественные кузовные детали, силовые элементы управления и тормозные системы.

На третьем этапе – пока неизвестно, какой год это будет, – планируется наладить полное производство российских электромобилей, в которых будут электроприводы, батареи и системы безопасности российского производства.

Самое популярное
Умный город
Интеллектуальная среда: Москва реализует около 100 проектов с использованием ИИ
За год в столице внедрили около 300 моделей инновационных разработок
Наш город
425 музыкантов в метро и 1,6 млн тонн собранного вторсырья – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Наш город
Старейший в городе: как идет реконструкция Ленинградского вокзала
После работ площадь залов ожидания вырастет более чем втрое
Наш город
Будет лучшим: Куклачев оценил идею строительства нового цирка в Москве
По словам мэра, старое здание на проспекте Вернадского исчерпало свой ресурс
Наш город
Собянин: в ОЭЗ «Технополис Москва» вошли еще четыре производственные площадки
В прошлом году резиденты и арендаторы особой зоны инвестировали в развитие 215 млрд рублей
Свободное время
Куда пойти в выходные 15–16 февраля
Самые интересные события в Москве
Наш город
Собянин призвал москвичей проголосовать по теме создания нового большого цирка
Горожанам предложат выбрать место размещения объекта
Умный город
Московская торговля: на онлайн-портале столицы запустили новый спецпроект
Сегодня на городских рынках представлены продукты более чем из 80 регионов России
Культурный город
Что слушать этой зимой: «Лоэнгрин» в Большом и две «Свадебки» Стравинского
Главные события в мире академической музыки
Свободное время
В мире животных: Московский зоопарк отмечает день рождения
Сейчас он занимает первое место на планете по разнообразию видов
Горожане
Юлия Пересильд: «Для меня первичен даже не персонаж, а сценарий»
Звезда «Финиста» и «Вызова» – о молодой Яге, любимых местах Москвы и актрисах, которыми восхищается
Наш город
Шагая по столице: на каких площадках проекта «Зима в Москве» стоит побывать
Центр города в этом году стал местом встреч и дружеских фотосессий
Городская недвижимость
Столичные предприниматели все чаще покупают помещения в домах-памятниках
В исторических зданиях открываются гостиницы, кафе и другие точки притяжения москвичей и гостей города
Наш город
Собянин: путепровод через СЗХ у Новозаводской улицы будет достроен в 2026 году
Мневниковская пойма станет крупным центром с 3 млн «квадратов» недвижимости
Умный город
Оксана Сударева: «КЭДО может стать конкурентным преимуществом ритейлера»
Руководитель домена управления персоналом ГК «Лента» – о важности цифровизации бизнес-процессов