Читайте также
Вкусно жить не запретишь. Ресторатор Перельман — о том, как покорил гастрономический мир
В погоне за впечатлениями. Какие уникальные музеи посетить недалеко от Москвы
Можно без рук: тестируем Subaru Outback нового поколения

Как Москва будет производить свои автомобили

Под брендом «Москвич» выпустят электромобили и традиционные машины
Максим Мишин / Пресс-служба мэра и правительства Москвы

Еще в марте французская компания «Рено» объявила, что покидает российский рынок. Она владела столичным автомобильным заводом с 1998 г. и оставила после себя только долги перед рабочими, которые составляли порядка 691 млн руб. Столица решила забрать в собственность предприятие и возродить бренд «Москвич». Технологии и конструкторская документация новым владельцам от прежних предоставлены не были. В том числе по этой причине был взят курс на импортозамещение. Эксперты считают, что, несмотря на амбициозные планы, пока о производстве полностью отечественных автомобилей говорить рано. Что ждет столичное машиностроение в ближайшем будущем – в материале «Ведомости. Города».

Флагман машиностроения

Уход автомобильных брендов из России нанес неслабый удар по отечественному авторынку. После введения санкций крупнейшие компании, такие как «Ауди», БМВ, «Тойота», «Шкода», не только прекратили поставки автомобилей в нашу страну, но и приостановили сборку машин на заводах. Как результат, в июне продажи новых машин рухнули на 82%, а объемы производства упали более чем на 70%.

На территории Москвы французской компанией «Рено» был оставлен целый завод, и на его месте в марте возродился «Москвич». Пока это явление лишь символическое. Для Москвы это шаг навстречу импортозамещению и сохранению трудового коллектива, который был оставлен иностранной компанией. На протяжении долгих лет владелец целенаправленно избавлялся от отечественных поставщиков автокомпонентов, переводя производство на импортные запчасти. Поэтому сейчас заводу приходится начинать буквально с нуля, заключая контракты с новыми контрагентами.

В конце июля мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор ПАО «Камаз» Сергей Когогин подписали соглашение о сотрудничестве в области развития легкового автомобильного транспорта. «Это новый этап дальнейшего развития [завода «Москвич»]. Правительство Москвы вернуло себе право собственности на этот завод. Теперь мы собственники, как и было раньше. И вместе с нашим технологическим партнером наметили программу возобновления работы теперь уже завода под названием «Москвич», – заявил тогда Собянин.

Основной акцент в текущей экономической ситуации был сделан на производстве электромобилей. Как заявил Собянин, Москва должна стать основной площадкой создания электродвигателя, аккумуляторов и всех комплектующих для новых машин. При этом на бывшем предприятии «Рено» продолжат выпуск и традиционных моделей авто.

Вместе с компанией «Камаз» правительство Москвы договорилось о ряде целей на предстоящие два года. До конца 2022 г. предприятия должны будут наладить крупноузловую сборку автомобилей. В этом году их планируется выпустить порядка 600 шт., из которых 200 – с электродвигателем. Уже в 2023 г. – 50 000 машин, в том числе 10 000 – с электродвигателем. А в течение 2024 г. – 100 000 авто, из которых на электричестве должны работать порядка 20 000.

Где взять детали?

Компоненты для крупноузловой сборки должны будут поставляться от «дружественных стран». Как рассказывают «Ведомости. Городу» эксперты, речь идет прежде всего о китайских компаниях. «Мы знаем, что Китай в этом направлении достиг достаточно интересных результатов. За последний год там появилось много компаний, которые имеют очень серьезные разработки технологического характера по изготовлению электромобилей», – говорит экономист Юрий Твердохлеб. По его словам, на данный момент из-за санкционных рисков в СМИ появляется все меньше информации о переговорах столичного правительства с зарубежными организациями. «Сейчас переговоры ведутся интенсивно, но в СМИ поступает информации не так много, потому что санкционные вещи – это достаточно сложная коммерческая вещь. Мы в ближайшие полгода-год увидим уже конкретные результаты», – сообщил Твердохлеб.

Максим Мишин / Пресс-служба мэра и правительства Москвы

Как рассказывает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков, наиболее вероятным поставщиком комплектующих для крупноузловой сборки «Москвича» является китайская компания JAC. По его словам, она же поставляет модели на иранский рынок и вместе с тем сотрудничает с Volkswagen.

«Естественно, компания JAC не хочет попасть под вторичные санкции. Хотя JAC поставляют даже на рынок Ирана. Но одно дело – продавать свои автомобили самостоятельно через рынок Ирана, другое дело – заниматься сотрудничеством с государственными структурами. Это разные вещи», – отмечает Кадаков.

По его словам, для производства электромобилей нужен зарубежный поставщик. В противном случае у России не получится производить их в ближайшее время. «Россия на данный момент не в состоянии выпускать все комплектующие, которые необходимы для производства электромобилей. И автомобилей – тоже. В этом и следующем году мы не осилим все необходимое. Но амбиции у Москвы большие, престижный проект, деньги есть», – отмечает Кадаков.

На 100% свой

В то же время, как считают эксперты, важно спроектировать и запустить в серию исключительно российскую машину, которая будет полностью производиться из деталей отечественного производства, без использования обновленного дизайна Dacia Logan или любой иной иностранной марки.

«Это сложнейшая задача, обусловленная сильной долей импорта в российском автомобилестроении, сформированной за 30 лет постсоветской России. Но настало время вспомнить все хорошее, что было накоплено в СССР, внедрить на «Москвиче» и сделать подлинно российский автомобиль, который станет таким же популярным брендом, как выпускавшиеся 30–50 лет назад машины. Пускай подобный путь будет тяжелым – без него у отечественного автопрома и столичной промышленности нет никаких перспектив», – размышляет промышленный эксперт Леонид Хазанов.

Отметим, что на конец 2024 г. предприятие планирует начать заниматься мелкоузловой сборкой, что будет свидетельствовать о расширении использования российских компонентов в собираемых легковушках. В частности, как сообщается на сайте мэрии, для такого типа сборки будут доступны отечественные кузовные детали, силовые элементы управления и тормозные системы.

На третьем этапе – пока неизвестно, какой год это будет, – планируется наладить полное производство российских электромобилей, в которых будут электроприводы, батареи и системы безопасности российского производства.

Самое популярное
Культурный город
Главные выставки осени: сюрпризы от классиков и скульптуры, которые нужно обнимать
Сухопутный Айвазовский, «летающие» черепахи и несбывшиеся архитектурные проекты лидера советского авангарда
Другие города
Выбор поколения. Как старшеклассников готовят к работе в IT
Программист, веб-дизайнер, 3D-модельер и разработчик видеоигр – самые популярные специальности среди школьников
Свободное время
Куда пойти в выходные 1-2 октября
Премьера Богомолова, тотальные инсталляции и самые острые китайские блюда
Культурный город
Отдать квартиру за автограф Пушкина: за какими редкими книгами охотятся москвичи
В Москве можно исполнить практически любой каприз коллекционера — вопрос в цене, говорят букинисты
Свободное время
Комод Марии-Антуанетты и шоколад по дореволюционному рецепту. Что посмотреть в усадьбах Москвы
Усадьбы Московского региона подготовили осенние культурные программы
Наш город
Национальный футбольный центр появится в Москве
Он станет главной тренировочной площадкой для российских сборных
Горожане
Василиса, Ладомир и Есения: какие имена дают детям в Москве
Москвичи стали чаще называть детей редкими именами
Наш город / Галерея
Что показывают на ARTLIFE Fest в Москве
На фестивале современного искусства ARTLIFE-2022 представлены 260 работ художников из разных стран
Свободное время
Новый театральный сезон: сказка для взрослых, антиутопия Данилова и трагикомедия Пелевина
От классики XIX в. до современных бестселлеров
Свободное время
Почему лето перестало быть концом дачного сезона: новые гаджеты и ландшафтные тренды
Сейчас на дачу едут не пахать, а отдыхать. Эксперты рассказали о самых популярных запросах москвичей при обустройстве загородного дома и сада
Наш город
Где найти люксовую одежду после ухода зарубежных брендов
Одним из новых трендов становится звездный секонд-хенд
Свободное время
Куда пойти в выходные 24-25 сентября
Неизвестная опера Верди, фестиваль хорроров со всего мира и разбитое сердце на десерт
Наш город
Столичные кинотеатры получат новую финансовую поддержку
На субсидии претендуют и небольшие районные кинозалы
Наш город
Какие изменения происходят на рынке недвижимости
Количество сделок по покупке квартир в августе 2022 г. увеличилось на 44% в целом по РФ
Умный город
Семейные саги и оборотни в погонах: 5 новых книг для дождливых вечеров
Романы взросления с черным юмором, приключения пьяного полицейского и сборник Сорокина о женщинах