Читайте также
Вкусно жить не запретишь. Ресторатор Перельман — о том, как покорил гастрономический мир
В погоне за впечатлениями. Какие уникальные музеи посетить недалеко от Москвы
Можно без рук: тестируем Subaru Outback нового поколения

Как Москва будет производить свои автомобили

Под брендом «Москвич» выпустят электромобили и традиционные машины
Максим Мишин / Пресс-служба мэра и правительства Москвы

Еще в марте французская компания «Рено» объявила, что покидает российский рынок. Она владела столичным автомобильным заводом с 1998 г. и оставила после себя только долги перед рабочими, которые составляли порядка 691 млн руб. Столица решила забрать в собственность предприятие и возродить бренд «Москвич». Технологии и конструкторская документация новым владельцам от прежних предоставлены не были. В том числе по этой причине был взят курс на импортозамещение. Эксперты считают, что, несмотря на амбициозные планы, пока о производстве полностью отечественных автомобилей говорить рано. Что ждет столичное машиностроение в ближайшем будущем – в материале «Ведомости. Города».

Флагман машиностроения

Уход автомобильных брендов из России нанес неслабый удар по отечественному авторынку. После введения санкций крупнейшие компании, такие как «Ауди», БМВ, «Тойота», «Шкода», не только прекратили поставки автомобилей в нашу страну, но и приостановили сборку машин на заводах. Как результат, в июне продажи новых машин рухнули на 82%, а объемы производства упали более чем на 70%.

На территории Москвы французской компанией «Рено» был оставлен целый завод, и на его месте в марте возродился «Москвич». Пока это явление лишь символическое. Для Москвы это шаг навстречу импортозамещению и сохранению трудового коллектива, который был оставлен иностранной компанией. На протяжении долгих лет владелец целенаправленно избавлялся от отечественных поставщиков автокомпонентов, переводя производство на импортные запчасти. Поэтому сейчас заводу приходится начинать буквально с нуля, заключая контракты с новыми контрагентами.

В конце июля мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор ПАО «Камаз» Сергей Когогин подписали соглашение о сотрудничестве в области развития легкового автомобильного транспорта. «Это новый этап дальнейшего развития [завода «Москвич»]. Правительство Москвы вернуло себе право собственности на этот завод. Теперь мы собственники, как и было раньше. И вместе с нашим технологическим партнером наметили программу возобновления работы теперь уже завода под названием «Москвич», – заявил тогда Собянин.

Основной акцент в текущей экономической ситуации был сделан на производстве электромобилей. Как заявил Собянин, Москва должна стать основной площадкой создания электродвигателя, аккумуляторов и всех комплектующих для новых машин. При этом на бывшем предприятии «Рено» продолжат выпуск и традиционных моделей авто.

Вместе с компанией «Камаз» правительство Москвы договорилось о ряде целей на предстоящие два года. До конца 2022 г. предприятия должны будут наладить крупноузловую сборку автомобилей. В этом году их планируется выпустить порядка 600 шт., из которых 200 – с электродвигателем. Уже в 2023 г. – 50 000 машин, в том числе 10 000 – с электродвигателем. А в течение 2024 г. – 100 000 авто, из которых на электричестве должны работать порядка 20 000.

Где взять детали?

Компоненты для крупноузловой сборки должны будут поставляться от «дружественных стран». Как рассказывают «Ведомости. Городу» эксперты, речь идет прежде всего о китайских компаниях. «Мы знаем, что Китай в этом направлении достиг достаточно интересных результатов. За последний год там появилось много компаний, которые имеют очень серьезные разработки технологического характера по изготовлению электромобилей», – говорит экономист Юрий Твердохлеб. По его словам, на данный момент из-за санкционных рисков в СМИ появляется все меньше информации о переговорах столичного правительства с зарубежными организациями. «Сейчас переговоры ведутся интенсивно, но в СМИ поступает информации не так много, потому что санкционные вещи – это достаточно сложная коммерческая вещь. Мы в ближайшие полгода-год увидим уже конкретные результаты», – сообщил Твердохлеб.

Максим Мишин / Пресс-служба мэра и правительства Москвы

Как рассказывает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков, наиболее вероятным поставщиком комплектующих для крупноузловой сборки «Москвича» является китайская компания JAC. По его словам, она же поставляет модели на иранский рынок и вместе с тем сотрудничает с Volkswagen.

«Естественно, компания JAC не хочет попасть под вторичные санкции. Хотя JAC поставляют даже на рынок Ирана. Но одно дело – продавать свои автомобили самостоятельно через рынок Ирана, другое дело – заниматься сотрудничеством с государственными структурами. Это разные вещи», – отмечает Кадаков.

По его словам, для производства электромобилей нужен зарубежный поставщик. В противном случае у России не получится производить их в ближайшее время. «Россия на данный момент не в состоянии выпускать все комплектующие, которые необходимы для производства электромобилей. И автомобилей – тоже. В этом и следующем году мы не осилим все необходимое. Но амбиции у Москвы большие, престижный проект, деньги есть», – отмечает Кадаков.

На 100% свой

В то же время, как считают эксперты, важно спроектировать и запустить в серию исключительно российскую машину, которая будет полностью производиться из деталей отечественного производства, без использования обновленного дизайна Dacia Logan или любой иной иностранной марки.

«Это сложнейшая задача, обусловленная сильной долей импорта в российском автомобилестроении, сформированной за 30 лет постсоветской России. Но настало время вспомнить все хорошее, что было накоплено в СССР, внедрить на «Москвиче» и сделать подлинно российский автомобиль, который станет таким же популярным брендом, как выпускавшиеся 30–50 лет назад машины. Пускай подобный путь будет тяжелым – без него у отечественного автопрома и столичной промышленности нет никаких перспектив», – размышляет промышленный эксперт Леонид Хазанов.

Отметим, что на конец 2024 г. предприятие планирует начать заниматься мелкоузловой сборкой, что будет свидетельствовать о расширении использования российских компонентов в собираемых легковушках. В частности, как сообщается на сайте мэрии, для такого типа сборки будут доступны отечественные кузовные детали, силовые элементы управления и тормозные системы.

На третьем этапе – пока неизвестно, какой год это будет, – планируется наладить полное производство российских электромобилей, в которых будут электроприводы, батареи и системы безопасности российского производства.

Самое популярное
Наш город
Собянин: в «Коломенском» будет создано уникальное современное пространство
Реконструкция московского музея-заповедника должна завершиться в 2026 году
Умный город
В Москве завершилась первая программа обучения бизнеса выходу на фондовый рынок
Выпускниками стали 40 компаний
Свободное время / Галерея
Какие животные недавно появились в Московском зоопарке
Среди новоселов – китоглавы, кайман и детеныши капибар
Наш город
В Москве прошел цирковой фестиваль и поехали новые электробусы – хорошие новости
Только положительные события в конце рабочей недели
Свободное время
Концерты, лекции и игры: как бизнес участвует в главном летнем фестивале Москвы
В ближайшие выходные пройдут спортивные тренировки и творческие мастер-классы
Свободное время
Куда пойти в выходные 27–28 июля
Только интересные события в Москве
Наш город
Пассажиры МЦД совершили 1 млрд поездок
Больше всего людей воспользовались вторым диаметром
Наш город
В Москве стартует выставка о цифровых технологиях города
На ней можно будет познакомиться с передовыми IT-проектами столицы
Горожане
Сделать источником вдохновения: как справляться с многозадачностью
Генеральный директор «Юнирест» Татьяна Шаманская – о важных привычках для успешного управления бизнесом
Наш город
Как гранты мэра Москвы помогают внедрять новые технологии в медицине
За два года поддержку получили 142 проекта научно-исследовательских команд
Наш город
Москва со вкусом: как город помогает развиваться ресторанам и кафе
C начала 2024 года в столице открылось 600 новых точек общепита
Свободное время
Неудобные вопросы и вдумчивое чтение: три книги для сезона отпусков
Произведения, которые стоит взять с собой на отдых
Свободное время / Интервью
Эмиль Омаров: «Отечественное виноделие сделало огромный шаг вперед»
Дагестанский винодел – о подвалах графа Воронцова, помогающих развивать туризм
Наш город
С заботой о пациентах и врачах: как развивается столичное здравоохранение
Ожидаемая продолжительность жизни в Москве превысила 79 лет
Свободное время
Фильмы и шоу с каскадерами: как пройдет Московская международная неделя кино
Более 200 мероприятий будут проходить ежедневно в рамках фестиваля в столице