Читайте также
Сухопутные черепахи и новый дом, арт-объект «Любовь и голуби» и три новые смотровые площадки: хорошие новости недели
5 новых романов о Москве от русских историков и английских журналистов
Место притяжения. Политики, бизнесмены и деятели культуры поздравляют москвичей с Днем города!

Особый путь Москвы

Куда движется столица
Евгений Разумный / Ведомости

Москва очень изменчива. Она стремится быть похожей на другие столицы и постоянно меняется для каждой эпохи, власти и идеологии. При этом Первопрестольная остается со своим неизменным характером и неповторимым духом, в котором сочетается несочетаемое.

Денис Ромодин / Личный архив

Московские кольца и становление центра

За почти девять веков своего официального существования город переживал не одно изменение. В средние века сформировались фортификационные сооружения Китай-города, Белого и Земляного городов, создавшие традиционную московскую кольцевую структуру, она продолжилась неровными кольцами Камер-Коллежского вала в XVIII в., окружным железнодорожным кольцом в начале XX в. и автомобильными кольцами, которые строились с 1930-х по 2000-е гг. Именно эти кольца и сформировали экономические, ментальные и административные границы, понятиями которых мы пользуемся сейчас: МКАД, Садовое кольцо, ТТК. Второе – это появление ремесленных слобод, отобразившихся в топонимике улиц и районов центральной части города.

Следующим этапом стало переустройство Москвы, начавшееся во времена Екатерины II и завершившееся в 1830-х гг. Тогда появились крупные общественные здания, больничные комплексы, частью из которых мы пользуемся поныне. Были разобраны остатки оборонительных сооружений Белого и Земляного городов, на их месте возникли Бульварное и Садовое кольца. Сформировались некоторые городские площади, начались масштабные перестройки в Кремле, определившие его современный и привычный нам архитектурный ансамбль.

Именно в XIX в. Москва приобрела относительно целостный вид и очень выразительный архитектурный облик с малоэтажной застройкой, вертикалями башен Московского Кремля, Сухаревой башней и колокольнями церквей, а также многочисленными городскими усадьбами. В 1880-х гг. был наведен порядок и с коммунальным хозяйством. Глядя на фотографии второй половины XIX в., видишь относительно комфортный для жизни город того времени, центр которого, если бы сохранился, превратился бы в мекку для туристов.

Интересно, что в конце XIX в. Москва оставалась лоскутным одеялом в плане социального и этнического расселения и не формировала четких направлений по престижности жилья или классовому расселению. Дворянская (а потом и купеческая) Пречистенка соседствовала с простой Остоженкой, а купеческие особняки на Воронцовом поле сосуществовали с деградировавшей и опасной Хитровкой.

Зарождение промзон и жилищный бум

Капиталистическая эпоха подарила Москве не только замечательных купцов, среди которых было немало меценатов и новых хозяев потрясающих особняков, но и промышленность. Именно она существенно изменила городскую среду, преобразив более чем на век многие некогда живописные и исторические районы, которые до сих пор не могут оправиться от своего промышленного прошлого. Так, некогда дворцовые районы Яузы и старая Немецкая слобода были почти стерты новыми промышленными районами, появившимися в XIX в.

Железные дороги, построенные в городе вокзалы с сортировочными станциями и пакгаузами также повлияли не в лучшую сторону на городскую среду. Достаточно вспомнить район Сыромятников и современного Курского вокзала, не говоря уже о районе Каланчевской или меняющейся в наше время территории Дербеневки. Предприятия также стали размещаться на окраинах города с удобной транспортной доступностью, в основном железнодорожной. Они заложили большие промзоны, разорвавшие в некоторых местах современный город. Яркий пример тому – Шелепиха и часть современного района Звенигородского шоссе с Магистральными улицами или огромная территория вдоль шоссе Энтузиастов от метро «Авиамоторная» до Владимирских улиц.

Развитие промышленности, лучшим образом сказавшееся на экономике Москвы, изменило ее облик. Приток населения – рабочих и служащих – спровоцировал жилищный бум, строительство и расширение города, которое с поправкой на масштаб тех лет можно сравнить с освоением новых территорий Москвы в 1960–1980-х гг. и с нашим временем.

В конце XIX – начале XX в. в Москве появились многоэтажные доходные дома, которые в то время инородно смотрелись среди старой малоэтажной застройки. Но основная часть нового жилого фонда приходилась на простые двухэтажные и экономичные многоквартирные дома плотной застройки, заполонившие огромные территории за пределами Садового кольца и вдоль Камер-Коллежского вала. Тут можно вспомнить деревянную Марьину Рощу, Сокольники, Благушу, Масловку.

Именно тогда московские власти совершили ту же ошибку, что и власти европейских городов, – нерегулируемая плотность привела к дискомфорту проживания, что спровоцировало отток части населения в летний период на дачи. Но в Москве в отличие от европейских городов не появились пригороды-сады и так называемые вилленфиртели (от нем. Víllenviertel – фешенебельный квартал города с виллами). Последние не формировались по причине того, что в центре Москвы было много частных домов и свободных земельных участков для точечного строительства особняков. Да и некоторые промышленники предпочитали жить недалеко от своих предприятий. Дачное строительство практически полностью перечеркнуло идеи создания пригородных поселков.

Сложно сказать, как бы дальше развивался город, если бы не Первая мировая с притоком беженцев, ставших впоследствии жителями Москвы и ее пригородов, и эвакуацией промышленных предприятий с оккупированных территорий. И конечно, октябрьско-ноябрьские события 1917 г., вернувшие Москве столичный статус – правда, уже нового государства.

Эпоха Генплана

1920-е и начало 1930-х гг. стали довольно интересным этапом развития города с экспериментами в области жилья: от поселка Сокол до домов-коммун. Однако в массовом порядке в то время строились рабочие поселки с 3–5-этажными домами, а также новые и реконструируемые почти полностью промышленные предприятия, возводившиеся на сформировавшихся еще в предреволюционное время территориях. Это стало большой ошибкой и в итоге существенно затруднило модернизацию предприятий в 1960–1980-х гг. и развитие Москвы начиная с середины 1930-х по новым генеральным планам. В 1920-х гг. появилось много конкурсных проектов развития и обновления города, который должен был стать лицом нового советского государства, избавившись от своей патриархальности.

Стареющий и обветшавший в своей массе деревянный жилой фонд с новообразованными коммунальными квартирами требовал каких-то решений и никак не мог быть частью новой Москвы. В конкурсе принимали участие не только отечественные, но и зарубежные архитекторы. Все эти планы опережали время и были отчасти сложно реализуемы в экономических реалиях 1920-х гг. В итоге все они остались на бумаге, а к более реальной перестройке приступили, лишь когда родился так называемый сталинский Генеральный план развития и реконструкции Москвы 1935 г. Именно он стал новой точкой развития и изменения облика города. Новая идеология поменяла и архитектуру СССР – отныне это широкие улицы с квартальной и парадной застройкой. При этом город сохранял свою кольцевую и радиальную структуру.

Тогда же были заложены и реконструкции многих улиц, часть которых (улица Горького, Садовое кольцо, 1-я Мещанская и др.) успели в основном начать до войны. Война фактически перечеркнула реализацию этого плана, но тень его живет и поныне с его отдельными реализациями. Это проспект Калинина и Кутузовский проспект (проложены в 1960-х гг.), Новокировский проспект (достроен в 1970–1980-х гг.), части Паркового кольца – улицы Академика Королева, Народного Ополчения, Алабяна (достроены в 1960-х гг.), Третье кольцо и Звенигородское шоссе (достроены в 2000-х гг.). 

Следующим существенным этапом развития города стало массовое индустриальное домостроение, начавшееся в конце 1950-х гг., и административная реформа Москвы: в 1961 г. к столице присоединили новые территории, город увеличился почти в 2 раза. Речь идет не только о селах и деревнях, но и о уже сформировавшихся городах Кунцево, Тушино, Бабушкин. Именно освоение и застройка новых территорий, продолжавшаяся до середины 1980-х гг., была самым крупным переустройством столицы с ее основания. Расширение города сопровождалось массовым переселением жителей из центра на окраины, что привело к слому уже сложившегося уклада жителей города с его структурой, а также к сносу почти всех деревянных жилых домов, построенных с XIX в. до первой половины XX в. 

В 1980-х гг. и в 1990-х у города был шанс поменять весь градостроительный вектор. В районах Южное Бутово, Пенягино, части Марьина можно увидеть малоэтажные жилые комплексы, сформированные из пониженных типовых серий домов, а также эксперименты с таунхаусами. Тогда попытались заложить принципы комфортного жилья с понижением этажности к границам Подмосковья и переходом на территории области к малоэтажному жилью, что было правильным решением. С начала 1990-х гг. в Подмосковье стали возникать малоэтажные жилые поселки, а в 2000-е гг. – поселки из таунхаусов. При сохранении такой стратегии с учетом правильной градостроительной политики Москва могла бы получить отечественный вариант американской системы с малоэтажным жильем к окраинам и уплотненным центром с поправкой на советское развитие Москвы.

Город растет вверх

В 1990-е гг. встала проблема советского наследия, особенно начального этапа индустриального домостроения. Но, несмотря на положительные примеры реконструкции пятиэтажек, город выбрал иную политику: на месте пятиэтажных панельных домов, а зачастую крепких блочных или кирпичных возникают высокие панельные здания, которые закладывают проблемы дальнейшей их модернизации – ведь она окажется гораздо сложнее. Другой спорный момент – градостроительная политика в современной Москве, которая пока довольно сложно регулируется.

К сожалению, все предложенные планы по застройке и развитию новой Москвы остались на бумаге, а застройка промышленных территорий пока что носит точечный характер. Исключениями можно считать лишь территории заводов им. Лихачева, Судостроительного и «Серп и Молот». Такая политика создаст городу много проблем, которые придется решать уже в ближайшем будущем. Конечно, современное развитие Москвы связано еще и с экономическими причинами всероссийского масштаба, например с централизацией населения. Дальнейший активный рост вверх и уплотнение городской среды меняет не только облик города, но и комфортную среду.

И все же Москва смело шагнула вперед, встав на один уровень со многими быстро развивающимися столицами. Отчасти современная Москва напоминает обновляемый Берлин, а в развитии железнодорожного строительства город наконец-то не только пришел к идеям, существовавшим еще с начала ХХ в., но и стал реализовывать долгое потенциалы, долгое время не использовавшиеся, – это и МЦК, и городские электрички. По развитию общественного транспорта осуществлена реформа, аналогов которой не было в истории Москвы. А кардинальное благоустройство и долгожданная политика урегулирований вывесок (до этого были весьма слабые попытки в 1920-х и 1960-х гг.) сделали центр города популярным местом для прогулок и создали новую комфортную среду, которую сложно было представить еще лет 20 назад. Все это станет важной главой в истории Москвы.

Самое популярное
Горожане
«Москва — особая женщина. Ее нужно полюбить, тогда она ответит взаимностью». Алексей Чадов — о местах, где назначал свидания девушкам
Гуляем с актером по Москве накануне его режиссерского дебюта
Свободное время / Мнение
Неосознанный вред: как перестать тормозить реализацию задуманного
Способы, которые помогут распознать самосаботаж и эффективно с ним бороться
Культурный город
Куда пойти в выходные 28-29 мая
Гонки дронов, фестиваль воздушных змеев и барабаны в Японском саду
Другие города
Как поддерживают предпринимателей в Подмосковье в период санкций
Большинство бизнесменов готовы продолжить деятельность в новых экономических условиях
Другие города
Полмиллиона за идею: какую поддержку получат молодые предприниматели
Число россиян, открывающих свое дело в молодом возрасте, растет — эксперты
Другие города / Мнение
Самый необычный в мире речной транспорт
В Москве открыта навигация по воде. Тем временем за рубежом разрабатывают речных роботов и пытаются переосмыслить акваскутеры
Культурный город
Скажи танцем. Каким получился спектакль «Арбенин. Маскарад без слов»
Театр Сатиры выпустил спектакль для эпохи, когда все сказанное может быть использовано против тебя
Свободное время
Книговорот в столице. Как организовано движение «буккроссинг» в Москве
В городе больше 30 000 книг для буккросеров и 270 специальных полок для обмена литературой
Наш город
Футбол, игра в приставку и персональный зал. Что кинотеатры предложат зрителям вместо голливудского кино
В кинозале можно отметить праздник или устроить индивидуальный просмотр любимых фильмов
Наш город
Начинающих предпринимателей Москвы научат вести бизнес
Бесплатные тренинги и семинары будут проходить до 27 мая
Наш город / Галерея
Весенний велофестиваль прошел в Москве
Участниками велопрогулки по Садовому кольцу стали более 42 тыс. человек
Другие города
Как отдыхать за границей во время санкций
Оплачивать отели и экскурсии теперь лучше до вылета за рубеж, чтобы не столкнуться с проблемами на месте
Свободное время
Ангелы и демоны живут среди нас: новый роман от автора «Петровы в гриппе и вокруг него»
Алексей Сальников написал новый роман – «Оккульттрегер». В нем демоны и ангелы живут среди людей, а связывают весь этот разношерстный социум оккульттрегеры
Свободное время
Создатель мобильного приложения YouTube: «В любом начинании будет тяжело, но все окупится»
Андрей Дороничев рассказал, как опыт работы менеджером по продукту в Google помогает ему осваивать музыкальное поприще
Свободное время
Детектив на подводной лодке и триллер с элементами мелодрамы: 5 сериалов с сильными женскими персонажами
Девичий «Повелитель мух», шпионский роман с российским акцентом и не только