Творческий прорыв: география креативного экспорта Москвы вышла за пределы России
Собянин назвал основные инструменты продвижения московских брендов за рубежомТворческий потенциал Москвы получает признание не только внутри страны, но и за рубежом – география экспорта столичных компаний креативных индустрий охватывает практически весь мир. Мэр столицы Сергей Собянин в своем блоге рассказал, как город помогает креативному предпринимательству продвигать московские бренды и повышать их узнаваемость на международной арене.
По словам Собянина, в 2024 г. на долю Москвы пришлось 64% экспорта креативных индустрий России. Поддержку бизнесу в выходе на международные рынки оказывает Московский экспортный центр (МЭЦ), благодаря которому объем поддержанного экспорта вырос в 15 раз по сравнению с 2023 г. и составил 1,2 млрд руб. Основным инструментом продвижения московских брендов является участие в международных выставках как в России, так и за рубежом, что предоставляет отличную возможность для установления деловых контактов и получения экспертной оценки от профессионалов индустрии.
Важную роль, отметил мэр, в продвижении креативных проектов играет активная культурная и досуговая программа мероприятий «Зима в Москве» и «Лето в Москве», которые привлекают туристов со всей России и из других стран, создавая дополнительный спрос и возможности для продвижения.
«Одним из крупнейших «домашних» событий является Московская неделя моды, которая проходит дважды в год. В марте ее посетили свыше 65 000 человек, коллекции представили 186 брендов из 27 регионов России и девяти стран мира. Участниками были заключены сотни контрактов по итогам мероприятия», – написал Собянин.
Московские недели
В этом году пятая Московская неделя моды пройдет с 28 августа по 2 сентября в парке «Зарядье», где дизайнеры покажут новые коллекции, обменяются опытом, обсудят мировые тренды и договорятся о совместных проектах. Помимо этого в креативной сфере ежегодно появляются новые международные отраслевые события, что за пять лет системной работы в Москве сформировало значительный потенциал для продвижения достижений и развития сотрудничества на мировом уровне по всем ключевым направлениям индустрии, напомнил Собянин.
Мэр рассказал, что в августе 2023 г. в Москве впервые прошла Международная неделя кино, на которой было представлено более 70 фильмов из 28 стран, включая Индию, Китай и Иран, а также свыше 40 российских анимационных и кинопроектов. В мероприятии приняли участие представители кинокомпаний, продюсеры, сценаристы и государственные деятели из 47 государств.
По итогам фестиваля было подписано девять соглашений о сотрудничестве: четыре международных и пять внутрироссийских. В этом году Неделя кино пройдет вновь.
В декабре 2024 г. состоялась Московская международная неделя креативных индустрий, в которой участвовали представители более десяти стран, включая Бразилию, Египет, Индию, Индонезию, Иран, Китай, Таиланд и Турцию. В рамках мероприятия были заключены соглашения и экспортные контракты в области кино, видеоигр, дизайна и анимации, включая контракт между российской и южнокорейской компаниями на публикацию шести отечественных игр.
Мировой уровень
С 2023 г. ежегодно организуется международный форум BRICS+ Fashion Summit. Первый саммит привлек экспертов из более чем 60 стран, а на второй приехали представители более 100 государств. По итогам форума была создана Международная модная федерация БРИКС (BRICS International Fashion Federation), объединяющая 60 стран. За последний год около 20 федеральных брендов, участвовавших в Московской неделе моды, вернулись с зарубежных профессиональных мероприятий, проходивших в Индии, Индонезии, Китае и других странах, с новыми деловыми контактами и знакомствами.
А в текущем году третий BRICS+ Fashion Summit состоится с 28 по 30 августа, его главной темой станет создание децентрализованной и глобально конкурентоспособной экосистемы модной индустрии, обеспечивающей постоянный приток новых идей и концепций. В форуме примут участие лидеры индустрии, дизайнеры, эксперты и предприниматели из стран БРИКС, Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской и Северной Америки, Океании, СНГ и других регионов.
«Комплексная поддержка экспортно ориентированных компаний со стороны МЭЦа включает программы обучения и подготовку компаний к работе на международных рынках, меры финансовой поддержки, а также содействие в продвижении московской продукции за рубежом, включая участие в престижных зарубежных выставках, бизнес-миссиях в дружественные страны», – рассказал Собянин.
В 2024 г. московские предприниматели креативного сектора приняли участие в пяти зарубежных бизнес-миссиях, в результате чего было подписано около 100 экспортных контрактов и соглашений с международными партнерами. В текущем году планируется участие в восьми бизнес-миссиях в Индии, Индонезии, Китае и других странах, отметил мэр Москвы.
Кроме того, в Казахстане 15 московских компаний из модной индустрии приняли участие в бизнес-миссии в рамках Kazakhstan Fashion Week, а 15 представителей анимационной сферы посетили выставку iABC/CICAF в Китае. Во второй половине 2025 г. запланированы бизнес-миссии московских анимационных и кинокомпаний на выставке FICCI Frames в Индии, а также реверсная бизнес-миссия с партнерами из Таиланда.
Также чай «Москва» стал популярным гастросувениром и был представлен зарубежным партнерам в Индии и Китае: на международной туристической выставке ОТМ в Мумбаи и фестивале «Московские сезоны в Пекине» было выпито более 3000 чашек напитка. А с 20 апреля по 3 мая жители Дубая могли попробовать специальные сеты проекта «Московское чаепитие» – баранки, шоколадные конфеты и чай «Москва». Десерт подавался в фирменном красном сервизе – более 2000 гостей познакомились с московскими гастрономическими традициями. Кроме того, в конце апреля московские производители видеоигр участвовали в профильной выставке в Египте, где были представлены мобильные и компьютерные игры различных жанров, а также обсуждались перспективы сотрудничества и экспорт продукции на международную арену, резюмировал Собянин.
«Ведомости. Город» писал, что креативная индустрия Москвы объединяет свыше 2800 организаций и ИП, включая мастерские, галереи и образовательные программы. В 2024 г. выручка достигла 5,85 млрд руб. (+63,5% к 2019 г.). 18 июля Собянин указал на поддержку отрасли через предоставление бесплатных пространств в креативных кластерах («Винзавод», «Флакон») и открытие центра «Московские мастерские». Городские инициативы «Зима в Москве», «Лето в Москве», «Арт-сезоны» способствуют продвижению художников, а проект «Арт-фабрика» помогает интегрировать современное искусство в городское пространство.