Территория для людей: главные тренды урбанистики прямо сейчас
Что определяет городское пространство в современном мире8 ноября ежегодно отмечается Всемирный день урбанизма. По данным консалтинговой компании McKinsey, 600 крупнейших городов в 2025 г. сгенерируют $64 трлн, или более 60% мирового ВВП, при этом в мегаполисах сейчас живет более четверти населения мира. Такие крупные скопления людей на небольшой территории, по мнению экспертов McKinsey, требуют новых подходов к городскому планированию, регуляторике, созданию и использованию новых технологий. «Ведомости. Город» изучил, как изменились подходы к развитию городов за последние годы.
Город без автомобилей
Во многих странах урбанисты выступают за отказ от личных авто. Наиболее ярко выразил эту идею директор City Science group в MIT Media Lab Кент Ларсон: «Мне надоело, что при помощи интернета вещей и других технологий умного города пытаются оптимизировать транспортные потоки, чтобы увеличить пропускную способность транспорта. Я больше заинтересован в том, чтобы совсем избавиться от автомобилей в городах», – сказал он исследователям Deloitte.
Чтобы компенсировать жителям отсутствие возможности пользоваться личным автотранспортом, предполагается широкое использование средств микромобильности, включая электрические самокаты и велосипеды. Консалтинговая компания Deloitte также отмечает большие перспективы использования беспилотного транспорта. Согласно недавнему исследованию Deloitte, проведенному в Соединенных Штатах, к 2040 г. до 80% пассажиро-миль, пройденных в городских районах, могут приходиться на автономные транспортные средства, включая беспилотные такси, автобусы и даже пассажирские дроны.
В 2016 г. французским ученым Карлосом Морено была предложена концепция «15-минутного города». Она предполагает, что все основные городские объекты – от магазинов и кафе до школ и больниц – находятся в шаговой доступности от дома, а эффективный доступ к ним обеспечивается за счет общественного транспорта и средств индивидуальной мобильности. Главным «полигоном» для обкатки этой идеи сейчас является Париж, где было выделено 350 млн евро на развитие пешеходных зон, создание велосипедных дорожек и ликвидацию 60 000 парковочных мест для частных автомобилей.
Как ранее писал «Ведомости. Город», в России аудитория кикшеринга (аренды самокатов) выросла с 1,5 млн человек в 2020 г. до 25,3 млн человек в 2024-м, а за первые шесть месяцев 2025 г. количество поездок на электросамокатах в России выросло на 42% по сравнению с аналогичным периодом 2024 г., достигнув около 54,2 млн поездок.
Электросамокаты и велосипеды эффективно решают проблему «последней мили» (перемещение от остановок общественного транспорта до конечного пункта назначения) и снижают нагрузку на наземный городской пассажирский транспорт, рассуждает партнер Kept Степан Светанков.
Развитие средств микромобильности в первую очередь позволяет сократить время в пути, которое горожане ежедневно проводят по дороге на работу и с работы. Кроме того, это позволяет снизить нагрузку на транспортную систему за счет сокращения числа пользователей общественным транспортом и личными автомобилями при краткосрочных поездках. «В результате увеличивается монетизированный эффект от сокращения выбросов и сокращения времени в пути. Использование средств индивидуальной мобильности требует культуры использования, которая придет к горожанам со временем», – говорит Светанков.
Интеллектуальные транспортные системы позволяют в реальном времени отслеживать множество параметров транспортной инфраструктуры и управлять ими при необходимости, говорит основатель компании InnovaTransport Алексей Смирнов. В таких системах может быть задействован искусственный интеллект – нейросети следят за движением в мегаполисе и помогают выявлять инциденты и оперативно реагировать на них.
«Зеленый» в тренде
Концепция «зеленых городов», где существенный приоритет отдается парковым зонам, не является новой, однако в последние годы она выходит на новый уровень. Это уже происходило с достаточно преуспевающим городами, например Сингапуром, который усилиями местных властей превратился буквально в «город-сад». В 2017 г. город был признан самым зеленым в мире по данными проекта MIT и Всемирного экономического форума, использующего данные «Google Карт» для определения плотности зелени. Однако сейчас данную концепцию перенимают и менее благополучные страны.
Например, в 2019 г. программу озеленения запустил Фритаун, столица и крупнейший город Сьерра-Леоне, – один из самых густонаселенных городов мира, характеризующийся быстрым, но неравномерным ростом. В январе 2019 г. была запущена кампания, ставящая цель увеличить растительный покров в городе на 50% к 2022 г. путем посадки одного миллиона деревьев. По утверждению городских властей, она была выполнена на 95%.
Главный тренд в ландшафтной архитектуре сегодня – переход от «гиперфункциональности» к естественности, рассуждает основатель лаборатории Safarova+ Гульнара Сафарова. Вместо набора «развлечений» появляются тихие зеленые пространства, неперегруженные прогулочные маршруты, уединенные зоны для отдыха и работы на воздухе. Такая трансформация меняет подход к планированию дворов и общественных территорий. В них становится меньше визуального шума и больше зелени, тенистых участков, разноуровневых покрытий, тактильных материалов и текстур, а также камерных зон без лишних отвлекающих факторов.
Причины такой перемены прагматичны: постпандемийный опыт заставил переосмыслить роль придомовых территорий. «Удаленная работа и учеба закрепили запрос на качественные открытые пространства, где можно в тишине поработать, отдохнуть, заняться спортом или провести время с семьей», – резюмирует Сафарова.
По данным Росстата, доля городских жителей в России в 2025 г. составила около 75%. «Такой уровень урбанизации становится причиной увеличения плотности застройки и активного развития городских территорий. С этим связаны несколько тенденций в сфере благоустройства и озеленения, которые начинают постепенно проявляться, особенно в мегаполисах», – говорит ландшафтный дизайнер, основатель и арт-директор экосистемы Garden Group Иван Шаферов.
В ответе за качество жизни
К 2020-м годам среди наиболее продвинутых мегаполисов (Москва, Лондон, Сингапур, Гонконг и др.) окончательно сложился тренд, который подразумевает полную трансформацию роли города, рассуждает партнер «Яков и Партнеры» Анна Данченок. Города стали платформами, обеспечивающими высокое качество жизни людей и реализацию их потенциала – в первую очередь через развитие экономики и бизнеса.
Если раньше экономика городов во многом складывалась стихийно или следовала исторически сложившемуся пути, то сегодня конкурентоспособные города сами определяют экономическую повестку, считает эксперт. Это делается через формирование оптимального портфеля отраслей, создание экономических кластеров, а также разнообразных «платформенных» инструментов поддержки, например инвестиционной – субсидии, различные программы соинвестирования, ресурсной (подготовка кадров и привлечение рабочей силы и др.), говорит Данченок.
Однако самые ценные городские активы – земля и физическая инфраструктура – часто являются главным ресурсом в этом процессе, уверена эксперт. По ее мнению, именно через эффективное развитие пространства города могут управлять плотностью экономических связей, сокращать затраты жителей и бизнеса на логистику, не допускать разрастания городской спирали. «Для этого города используют модели полицентричности, создают суперсовременные транспортные системы, строят технопарки, пересматривают принципы застройки (в том числе нормы многофункциональной застройки). Таким механизмы позволяют городам обеспечить максимальную отдачу на гектар и сократить требуемые инвестиции», – резюмирует Данченок.
Город в цифре
Технологии остаются важнейшим фактором развития городов. «Концепция умного города стала центральной в дискурсе о будущем мегаполисов. Она предлагает модель управления, основанную на анализе данных и передовых технологиях с целью повышения эффективности, устойчивости и качества жизни», – отмечает Степан Светанков.
По данным недавнего исследования Kept, Москва в 2025 г. находилась на втором месте в рейтинге умных городов. Город увеличил финансирование науки и развитие технологий: доля расходов на НИОКР достигла 3,4% в экономике мегаполиса. На первом месте в рейтинге находится Сингапур. Высокий результат стал возможен благодаря улучшению возможностей городского портала, ИТ-инфраструктуры города, развитию электротранспорта и средств микромобильности, а также удвоению расходов на НИОКР. Правительство Сингапура на протяжении 2021–2025 гг. поддерживает уровень инвестиций в инновации, образование и промышленное производство на уровне не менее 1% ВВП (или около $25 млрд в 2024 г.), отмечают авторы отчета.