Цифровизация онколабораторий помогает ставить диагнозы на 20% быстрее

Московские клиники проводят более 5000 таких исследований в день
Freepik
Freepik

Ежегодно в патоморфологических отделениях стационаров Москвы проводят 1,5 млн исследований на выявление онкозаболеваний. Такую статистику на сайте mos.ru приводит заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова. По ее словам, в этом году все онколаборатории были объединены в единый цифровой контур, что помогло на 20% быстрее выполнять диагностику и выявлять раковые опухоли. Как сообщили «Ведомости. Городу» в департаменте здравоохранения столицы, Москва первая в мире полностью перешла на цифру в патоморфологической диагностике онкозаболеваний. Как работает система и благодаря внедрению каких технологий удалось достичь таких показателей, «Ведомости. Город» обсудил с экспертами.

Российская разработка 

Как замечает Ракова, чьи слова приводит mos.ru, сокращение времени постановки диагноза произошло «за счет технического переоснащения патоморфологических отделений онкостационаров, поставки современного унифицированного оборудования, автоматизации рутинных процессов, разработки и внедрения программного обеспечения». В настоящее время лаборатории уже проводят более 5000 цифровых исследований в день, приводят статистику в столичном департаменте здравоохранения.

Цифровая трансформация патоморфологической службы стала возможна благодаря единому стандарту работы и полному переоснащению всех лабораторий пяти якорных онкологических клиник современным оборудованием. Это центр имени Логинова, городская клиническая больница имени С. С. Юдина, Московская городская онкологическая больница №62, Московский многопрофильный клинический центр «Коммунарка» и городская клиническая больница имени С. П. Боткина. С 2019 г. для учреждений закупили около 300 единиц лабораторного оборудования, в том числе сканеры для оцифровки стеклопрепаратов, рассказывает представитель депздрава.

Увидят все 

В основе цифровой патоморфологии – российская разработка OneCell. Это телемедицинская платформа с искусственным интеллектом для цифровой диагностики в онкопатологии, добавили в Департаменте здравоохранения. Патоморфологическое исследование – это способ, который помогает получить сведения о составе ткани при помощи микроскопа. Цифровизация позволила взглянуть на процесс по-новому. Теперь вместо микроскопа врачи используют специальные сканеры. 

Работает это следующим образом: фрагмент тканей, взятый у пациента, помещают в парафиновый блок, затем нарезают на отдельные фрагменты толщиной три-четыре микрона и монтируют на стекло. Получается гистологический препарат – стекло с имеющимися образцами тканей. Эти стекла помещают в специальный сканер, который оцифровывает изображение.

«Он за две минуты превращает стекло в полноценную цифровую копию. Затем она по qr-коду прикрепляется к учетной записи пациента в лабораторной информационной системе, где мы ее можем изучать в специальной программе», – рассказал «Ведомости. Городу» заведующий патологоанатомическим отделением Московского клинического научного центра имени ­Логинова Николай Карнаухов. Это существенно расширило поле обзора гистологического препарата, а также позволило получить высокое разрешение и возможность масштабирования до мельчайших деталей.

Удобная логистика 

Важную роль в уменьшении времени постановки диагноза также играет логистика. Если раньше, чтобы показать гистологические препараты врачам других медучреждений, необходимо было организовать их перевозку, то сегодня этого не требуется. Оцифрованный стеклопрепарат в режиме реального времени могут просмотреть медики всех патоморфологических отделений якорных онкостационаров города, так как он загружается в единую цифровую систему.

«Исследования становится проще выполнять коллегиально, теперь мы можем поделиться изображениями препаратов друг с другом, вместе их изучить и отметить на экране монитора те изменения, благодаря которым был поставлен диагноз», – говорит Карнаухов и добавляет, что таким образом можно оперативно собирать онлайн-консилиумы, в которых смогут принимать участие несколько специалистов одновременно. Кандидат медицинских наук, главный врач Федеральной сети клиник экспертной онкологии «Евроонко» Андрей Пылев отмечает, что «в спорных ситуациях это делает принятие врачебных решений более качественным и информативным».

ИИ спешит на помощь 

Со временем при помощи единой цифровой системы власти планируют создать один из самых больших в мире специализированных архивов для обучения искусственного интеллекта. Он будет помогать врачам при анализе изображения и постановке диагноза. При этом системы ИИ сейчас уже проходят апробацию на территории патологоанатомических отделений Москвы, говорит главный внештатный специалист Департамента здравоохранения Москвы по патологической анатомии в онкологии, руководитель городского референс-центра патоморфологических, иммуногистохимических и молекулярно-генетических методов исследований Московской городской онкологической больницы №62 ДЗМ Никита Савелов.

«В настоящее время создаются системы искусственного интеллекта, которые только помогают принимать решения врачу-патологоанатому либо выполняют за него мучительные, однообразные действия, которые отнимают большое количество времени и сил», – отмечает врач и добавляет, что окончательные решения в системе городского здравоохранения еще долгое время будут оставаться за человеком.

В департаменте здравоохранения рассказали, что система поддержки принятия врачебных решений, которая работает на базе алгоритмов искусственного интеллекта, сейчас используется также во всех городских поликлиниках столицы. Она определяет 95% самых распространенных заболеваний. Также в Москве уже больше четырех лет сервисы ИИ используются для анализа медицинских изображений. За это время нейросети помогли врачам описать более 12 млн лучевых исследований. 

Самое популярное
Горожане
Ярополк, Искра и Грач: названы самые необычные имена детей в Москве в 2025 году
Впервые за 15 лет имя София уступило лидирующую позицию
Другие города
Архитектура без будущего: какие здания Россия потеряла в 2025 году
Под снос пошли не только аварийные постройки, но и памятники советского конструктивизма
Культурный город
От «Головы-ластика» до «Твин Пикса»: главные работы легендарного Дэвида Линча
Знаковые фильмы, во многом определившее язык авторского кино и современного телевидения
Другие города / Мнение
Малообитаемый остров: как живут города Гренландии
Почему типовые многоэтажки не подходят для местных и в чем они не похожи на наших северян
Умный город
От городов и до окраин: где 3D-печать используют для строительства
Технологии помогают создавать дома, туристические объекты, школы и детские площадки
Культурный город
Политех, мастерские Кабакова и Булатова: какие новые музеи откроются в 2026 году
Новые художественные площадки заработают не только в Москве, но и в регионах
Горожане
Грустный понедельник: кто и зачем вывел формулу «самого депрессивного дня»
И как справиться с плохим настроением в холодное время года
Другие города
От пещер до купола света: как выглядят самые атмосферные станции метро в мире
Архитекторы превращают подземки в художественные галереи и дизайнерские шедевры
Умный город / Мнение
От наличных к безналичным
Как современные технологии меняют экономическую и повседневную жизнь россиян
Другие города
Архитектурный дайджест: музей с рифленым фасадом, аэропорт будущего и монастырь
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Другие города
Морозная хватка: от столичных снегопадов до сибирских рекордов
Как зима будет проявлять себя в разных регионах страны на этой неделе
Свободное время
Что привезти из Москвы в подарок: традиционные, городские и съедобные варианты
Идеи подарков из столицы – от народных промыслов до сладостей
Свободное время
Смотровые площадки Москвы: бесплатные и платные точки с видом на город
Откуда посмотреть на мегаполис
Наш город
Обогревательный сезон: как и для чего в России развертывают пункты обогрева
Они работают в городах, на трассах и у речных переправ
Горожане
Болезни большого города: чем мы платим за жизнь в мегаполисе
Почему иммунитет, психика и даже зубы страдают от городского ритма