Полезная инвестиция. Зачем взрослым людям постоянно учиться
Стоит ли тратить на онлайн-курсы время и деньги84% россиян в том или ином виде попробовали чему-то научиться в онлайн-формате. Об этом свидетельствуют результаты опроса онлайн-университета Skypro (в исследовании приняли участие 2569 респондентов возрастом от 26 до 45 лет из разных регионов России). 16% заявили, что не пытались учиться в интернете, – можно предположить, что они отдают предпочтение очному формату.
Целью опроса было выяснить, сколько средств готовы потратить россияне на свою учебу. Большинство опрошенных способны отдать на обучение от 2000 до 5000 руб. в месяц, чуть меньше респондентов могут выделить на эти цели бюджет в 10 000 руб. Около 18% участников опроса готовы платить 2000 руб., еще меньше (10%) предпочитают учиться бесплатно. Больше 20 000 руб. на свое обучение согласны отдать чуть более 4% респондентов. Кроме того, внушительная часть опрошенных (41%) пользуется исключительно бесплатными возможностями получения знаний в офлайне.
«68,5% респондентов применяют полученные знания и навыки в работе, – добавил Михаил Свердлов, директор по развитию Skypro. – Кто-то хочет повысить свой доход и не брать больше вечерних смен в такси или вторую ставку, а кто-то устал и выгорел и хочет сменить профессию».
«Город» разбирался, стоит ли проходить многочисленные курсы, как лучше учиться – онлайн или офлайн и какие программы сейчас наиболее актуальны.
Ресурс для достижения успеха
Для многих людей, которые уже получили высшее образование, возможность дополнительно проходить те или иные курсы не представляется достаточно увлекательным занятием. Это трата средств и времени, при этом результат кажется довольно призрачным за некоторым исключением. Однако такое мнение совершенно бесперспективно, уверены эксперты.
«Чтобы добиться успеха в любом обучении, необходимо потратить три вида ресурса: время, финансы и усилия. Хотите больше зарабатывать, иметь широкие возможности? Обязательно инвестируйте в обучение! При вложении сбережений в собственное обучение можно выйти на новый уровень, который позволит зарабатывать принципиально больше денег. Это отличный способ инвестирования», – убежден ректор РТУ МИРЭА Станислав Кудж.
Важно понимать, что речь не идет о замене высшего образования какими-либо онлайн-курсами в экспресс-формате – такой механизм вряд ли будет работать.
«Институт прогрессивного образования проводил опрос предпринимателей. Так вот, 58% опрошенных компаний, в том числе не требующих от соискателя диплома при приеме на работу, признают, что факт отсутствия высшего образования может стать препятствием для дальнейшего карьерного развития. В частности, 52% заявили, что при отборе кандидатов на управленческую должность диплом о профильном образовании будет считаться конкурентным преимуществом. Поэтому с точки зрения карьерных перспектив и заработных ожиданий образование играет важную роль, особенно в так называемых «традиционных сферах»: медицина и фармацевтика, государственная служба, строительство, автопром, космическое и авиастроение, образование, наука, юриспруденция, экономика и бухучет», – говорит Анна Маркс, директор Института прогрессивного образования.
Дополнительное образование во взрослом возрасте, как правило, личная инициатива. При этом можно заниматься им самостоятельно.
«Самообучение сегодня необходимо для успеха и личностного роста. Если при приеме на работу соискатель демонстрирует, что он вкладывает свое время и интеллект в самообразование, то это всегда выглядит привлекательно», – подчеркнул Станислав Кудж.
Чему лучше учиться
«В настоящий момент действительно ощущается нехватка кадров для стремительно меняющейся медиаиндустрии и киберспорта. Большинство действующих профессионалов в этой сфере – самоучки, но, как правило, имеющие хорошее инженерное образование», – рассказал Станислав Кудж.
Он также добавил, что считает перспективными такие программы, как «Разработка и дизайн компьютерных игр и мультимедийных приложений», «Компьютерный дизайн».
«Навыки фронтенд-разработки, создание сайтов, ориентированных на потребности заказчика и целевой аудитории, создание контента для игровой среды, работа с компьютерной графикой, анимацией и 3D-графикой – в будущем эти навыки, несомненно, будут востребованы», – отметил ректор РТУ.
Кроме того, по его мнению, увеличивается потребность в компетентных кадрах для оформления проектов в медиасреде: разработка дизайна сайтов, промо-страниц, лэндингов, создание логотипов, баннеров, инфографики и других графических составляющих дизайна web-проекта.
«Сейчас вся экономика приходит к системе непрерывного обучения. Многие профессии откровенно устаревают, у работодателей меняются потребности, а у людей при этом обостряется желание заявить о себе – прожить свою жизнь, занимаясь любимым делом. Уже сейчас мы видим, как люди меняют не просто работу, но даже сферу деятельности: экономисты становятся стилистами, юристы идут в кондитеры или программисты и т. д. В дальнейшем человек будет менять профессию от пяти до десяти раз в течение жизни, поэтому переобучение будет постоянным и актуальным для всех сфер деятельности», – считает Анна Маркс.
Онлайн или офлайн?
Эксперты считают, что не стоит недооценивать онлайн-образование.
«Сегодня как раз оно и может стать «конкурентным преимуществом», – говорит Анна Маркс. – Вы спокойно можете проходить курсы из лучших университетов мира. Можно даже получить диплом. Много ли у нас возможностей поступить в такие университеты? Нет, но получить те же знания мы можем. Если говорить о работодателях, то 63% из них наиболее эффективными называют те форматы, при которых студенту удается совмещать работу с учебой для наработки опыта: очно-заочное, заочное, а также дистанционное».
Тем не менее далеко не все могут воспринимать знания через экран компьютера и смартфона. Психологическая и эмоциональная часть тоже играет важную роль в освоении материала.
«Я считаю, что невозможно заменить живое общение преподавателя и учеников друг с другом, поскольку интерактивность образования – один из главных залогов его эффективности. Занятия должны строиться на постоянном взаимодействии педагога с учеником, что позволяет поддерживать мотивацию обучающегося», – полагает Станислав Кудж.