Безопасность в городе. Почему видеонаблюдение – не панацея

Как будут следить за порядком в мегаполисах в будущем

Безопасность современной городской среды немыслима без автоматических систем контроля и анализа угроз. Но на что способны такие системы и почему они не смогут заменить живых сотрудников, поддерживающих общественный порядок?

Многие жители столицы и других российских городов уже слышали о системе «Безопасный город». Обычно под ней понимают сеть видеокамер, с помощью которой службы общественной безопасности следят за соблюдением порядка и выявляют правонарушения. На самом деле возможности платформы куда шире. По словам генерального конструктора комплекса Оксаны Якимюк, уже сейчас он позволяет отслеживать и предупреждать более 100 видов угроз. Среди них — природные, техногенные, социально-биологические, экологические, криминальные и ряд других.

Разные типы угроз

Возьмем мониторинг природных, экологических и техногенных угроз. Такие задачи очень хорошо поддаются автоматизации. Сети датчиков разного типа помогают собирать информацию о качестве воздуха, наличии промышленных загрязнений, уровне паводков, качестве воды, техногенном шуме и т. д. Они даже могут проводить оценку популяций животных и состояния лесов при помощи средств автоматической фото- и видеофиксации.

Все эти данные можно собрать и провести предварительный анализ без участия человека. Это позволяет сильно сократить время, необходимое на обнаружение отклонений, и принять нужные оперативные меры. Зачастую собранную информацию можно использовать для построения прогнозов появления угроз, и тогда вмешаться в нежелательный процесс можно еще до того, как он примет угрожающий масштаб.

Еще больше пользы может принести объединение между собой отдельных систем и служб для обеспечения комплексной безопасности. Сейчас на законодательном уровне обсуждается создание единой цифровой системы государственного экомониторинга. Так, к примеру, Росгидромет в феврале этого года начал передавать данные со своих автоматических станций контроля из 12 промышленных городов РФ Российскому экологическому оператору. И таких интеграций будет становиться все больше.

Иначе обстоит дело с обеспечением общественной безопасности. Да, здесь тоже можно увидеть появление на федеральном и региональном уровнях все новых технических решений. Но риски здесь совсем иные, так что роль человека в процессах оценки ситуации и принятия решений остается крайне важной.

Видеонаблюдение не всесильно

Обычный горожанин, как правило, считает, что общественная безопасность в городах строится на видеонаблюдении. И отчасти это так. По словам председателя Московской городской думы Алексея Шапошникова, в одной только столице сейчас работает более 221 000 видеокамер (примерно 88 на квадратный километр). Конечно, город не может посадить перед каждым экраном по оператору, чтобы круглосуточно отслеживать происходящее в каждом дворе. Поэтому для анализа применяются средства автоматической видеоаналитики.

Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Сейчас в Москве информация с видеокамер используется при расследовании 70% преступлений. За 2022 год таким образом удалось раскрыть свыше 10 000 серьезных правонарушений, и последние годы этот показатель непрерывно растет.

Подобные цифры укрепляют в общественном сознании ощущение едва ли не всесильности «Безопасного города», от стеклянного ока которого ничего не ускользнет. К сожалению, это не так, и на то есть серьезные причины.

Начнем с того, что расследование большей части преступлений строится на анализе данных с видеокамер уже после инцидента. Информация попадает в руки следователей спустя часы, а то и дни. Предотвратить правонарушение она не в силах, если не считать чисто психологического воздействия на потенциального преступника, знающего, что он окружен камерами. В этом случае он может просто отказаться от своих намерений из-за страха «попасть в кадр» и в итоге быть пойманным.

В последние годы хорошие результаты показывают системы видеонаблюдения с автоматическим распознаванием лиц. С 2018 г., когда в Москве началось внедрение этой технологии в городскую инфраструктуру, по сигналу с видеокамеры было задержано порядка 8000 лиц, находящихся в федеральном розыске.

Однако и у таких систем есть свои значительные ограничения. Качество распознавания лица сильно зависит от уровня освещенности, расстояния, ракурса и иных факторов. К тому же очевидно, что угрозу общественному порядку несут и люди, сведения о которых не успели попасть в базы данных о правонарушителях. Поэтому контроль рецидивистов и лиц в розыске — важная, но отнюдь не единственная часть обеспечения общественной безопасности.

Человеческий фактор

Общественная инфраструктура крупных городов быстро растет. В одной только Москве за последние годы появились 31 станция Московского центрального кольца и 28 станций Большой кольцевой линии. Построены и строятся десятки транспортно-пересадочных узлов. Все эти объекты — места большого скопления людей. А еще ведь есть вокзалы, аэропорты, стадионы и другие городские точки притяжения, где задачи защиты граждан должны решаться на месте, в реальном времени.

К сожалению, даже самым современным системам видеоаналитики пока не под силу распознать в толпе подозрительно ведущих себя лиц, представителей деструктивных субкультур или радикальных группировок, карманников или просто потерявшихся людей. Все эти задачи ложатся на сотрудников общественной безопасности, нагрузка на которых с каждым годом растет.

Ситуация осложняется тем, что просто набрать больше людей не получится. Характер угроз в городской среде постоянно меняется, подготовка сотрудников требует тщательного отбора, проверки и длительного обучения. Пока один специалист получает необходимую квалификацию, другой уже может выйти на пенсию или сменить работу — текучка кадров в этой профессии достаточно велика.

Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Но что в таком случае делать там, где автоматика, казалось бы, бессильна? Как обеспечить жителям городов высокий уровень безопасности? Здесь помогает другой подход, смена угла зрения — когда цифровые технологии используются не напрямую для обеспечения защиты, а для быстрой и гибкой подготовки профильных специалистов.

Другая сторона автоматизации

Внедрение цифровых технологий в процесс обучения и повышения квалификации сотрудников безопасности уже помогает сокращать разрыв между растущими потребностями города и невысокой скоростью подготовки специалистов. Традиционные раздаточные материалы, преподавание в рамках классной работы, практические занятия даже на реальных защищаемых объектах, где чаще всего ничего экстраординарного не происходит, уступают подходу, основанному на иммерсивных, «погружающих» практиках. Речь идет о технологиях виртуальной реальности.

Надев VR-очки, обучающийся может быстро получить необходимые навыки, запомнить сценарии и алгоритмы действий, почувствовать себя максимально погруженным в реальную ситуацию. Этот подход уже доказал свою эффективность и позволяет быстро обучать сотрудников безопасности, которые будут работать там, где автоматизированные охранные системы пока не могут себя хорошо показать.

Тренды общественной безопасности

Общество психологически почти адаптировалось к растущему количеству систем биометрического контроля. Скорее всего, будут развиваться инструменты дополненной реальности (AR), выполненные в виде гаджетов для сотрудников охраны. Очки с возможностью проецирования на линзы дополнительной информации поверх реального изображения могут значительно расширить возможности контроля обстановки в общественных местах. Перспективы такого решения уже сейчас можно оценить, посмотрев на устройства HoloLens 2 от Microsoft и Vision Pro от Apple.

В свое время компания Google проводила тестирование похожих очков на обычных гражданах. Тогда эта инициатива не нашла поддержки в обществе из-за наличия в Google Glass видеокамеры. Однако сотрудники безопасности и так широко используют видеорегистраторы, так что специализированная AR-гарнитура со служебным доступом уже не вызовет прежнего отторжения, но поможет сделать города еще безопаснее.

Самое популярное
Свободное время
Смотровые площадки Москвы: бесплатные и платные точки с видом на город
Откуда посмотреть на мегаполис
Наш город
Обогревательный сезон: как и для чего в России развертывают пункты обогрева
Они работают в городах, на трассах и у речных переправ
Горожане
Болезни большого города: чем мы платим за жизнь в мегаполисе
Почему иммунитет, психика и даже зубы страдают от городского ритма
Культурный город
Музейная рокировка: в Третьяковке и Пушкинском музее сменилось руководство
Как менялись директора в двух главных московских музеях
Другие города
Покажите нам музыку: восемь самых атмосферных концертных залов мира
Лучшие площадки – от территории «Сириус» до бразильского Манауса
Городская недвижимость / Мнение
Малоэтажное будущее
Почему компактные офисы выгоднее и эффективнее небоскребов
Наш город
Склад забытых вещей: что оставили в столичном транспорте в праздники
Среди находок пассажиров оказались снеговик, набор для гадания и гномы
Свободное время
От застолья к искусству труда: куда пойти в выходные 17–18 января
Только интересные события в Москве
Культурный город
От Высоцкого до Гагариной: самые известные выпускники Школы-студии МХАТ
Как одна театральная школа воспитывает артистов для разных эпох
Городская недвижимость / Интервью
Александра Сытникова: «В России и Азии облик городов определяют девелоперы»
Основатель бюро Atlas – о трендах градостроения и опыте восточных мегаполисов
Культурный город
Булатов, Матисс и «Передвижники 2.0»: главные выставки 2026 года
От русских женщин до «флорентийского» Ротко – лучшие сюжеты грядущего культурного сезона
Другие города
Остаться на карте: сотни малых городов в России могут исчезнуть
Среди основных причин – дефицит рабочих мест и низкое качество городской среды
Наш город / Галерея
Миусская дюна: в центре Москвы после уборки образовалась гигантская снежная куча
Из-за снегопадов от циклона «Фрэнсис» в столице выросла трехметровая гора
Наш город
Центр Москвы без переплат: где можно поесть недорого
Доступные кафе и столовые столицы – куда зайти, чтобы хорошо провести время
Культурный город
Южная готика, русский балет и большие романы: главные книжные новинки зимы
От американской классики до немецкой философии