Новостройки без пробок: почему это пока невозможно

Как избежать транспортного коллапса в новом районе с высотной застройкой

В России тратится около 60 млрд рублей в год на создание документов по развитию транспортной инфраструктуры и комплексной схемы организации дорожного движения. Но исполняется лишь 10-20% проектов. Такие цифры были озвучены Ассоциацией транспортных инженеров в мае 2021 г. Причины перекоса — в недостаточном финансировании и низком уровне квалификации специалистов, которые эти планы разрабатывают и внедряют.

Может показаться, что в таком случае нет смысла в планировании. Однако в генплан закладываются коридоры для будущей транспортной инфраструктуры, чтобы можно было проложить дорогу к жилому району или внутри квартала. Образец транспортного планирования — Сингапур, где сначала строится железная дорога или метро и только потом застройщикам выдают разрешения на строительство жилья, офисных центров и промышленных площадок. Кроме того, заранее просчитывается загруженность транспортной инфраструктуры и интенсивность пассажиропотока. 

В России такой подход мало где практикуется, но несколько относительно удачных попыток все же есть. Так, на юго-западе Москвы в Раменках идет массовое высотное строительство, одновременно строятся новые развязки и вскоре планируется открытие юго-западного участка Большой кольцевой линии метро.

До появления метро и МЦД жители района «Павшинская Пойма» в подмосковном Красногорске находились в заложниках у своих новостроек. Спальный район строился далеко от метро, его жители могли рассчитывать только на личный транспорт, что неизбежно создавало огромные пробки на въезде и выезде. 

Для предотвращения транспортного коллапса можно ограничить количество парковочных мест и максимально снизить использование личных автомобилей.

Car free development (свободная от автомобилей застройка) — мировой тренд при развитии плотной застройки, изначально ориентированный на общественный транспорт. Такой подход работает только в том случае, если он полностью удовлетворяет потребность жителей в мобильности.  

Одна из самых больных проблем отрасли — очень слабая школа транспортных инженеров. Если проектировать в России умеют, то с планированием дела обстоят хуже. На всю страну наберется едва ли с десяток профессиональных фирм. Большая часть проектов выполняется недобросовестными и неквалифицированными исполнителями, «в стол», просто как обоснование уже принятых чиновниками решений. Редко используется математический подход к планированию, планировщики идут на поводу у строительного лобби и т. д. 

Другой конфликт — в балансе между освоением бюджета на создание дорожной инфраструктуры и вложениями в развитие общественного транспорта. Самое простое решение — взяться за оба направления одновременно. В Москве чаще так и делается, но у других городов нет ресурсов. Здесь опять выходят на первый план профессионализм и ответственность транспортных планировщиков, которые должны предложить городу оптимальное решение, а не масштабное и дорогое. Например, проблему часто можно решить регулированием перекрестков вместо расширения проезжей части улиц. Внедрение адаптивной, а лучше саморегулируемой системы светофоров способно избавить город от большинства транспортных заторов, если это не системная, а локальная проблема.

Для построения модели ситуации используются: официальная статистика и социологические опросы, данные систем геолокации и сотовых операторов. Потом строится прогнозная модель: где и сколько появится жителей и где они будут работать, какие понадобятся дороги, как спланировать маршруты общественного транспорта. 

В отрасли существуют полярные мнения о том, стоит ли учитывать мнение горожан. В международной планировочной среде даже есть выражение Not in my backyard («Не в моем дворе»), отражающее влияние человеческого фактора на результаты опроса. На деле сотрудничество планировщиков с жителями очень полезно. В Москве есть ресурс «Активный гражданин», где часто обсуждаются новые маршруты транспорта.

Адвокативное планирование — термин из градостроительства и архитектуры, но для него есть место и в транспортном планировании. Например, при планировании велоинфраструктуры в Мурманске проводилось интервью с жителями района, в результате которого была получена информация о потребности в велодорожках в совершенно неочевидных для планировщика местах. 

Решение проблемы транспортных заторов в районах с высокой плотностью — в рациональном подходе, заблаговременном планировании транспортных коридоров и развитии общественного транспорта. Предпочтение следует отдавать видам с высокой пропускной способностью. Это рельсовый транспорт — метро и скоростной трамвай. В сцепке трамвая, в отличие от автобуса, может быть несколько вагонов, он вмещает кратно больше пассажиров. Строительство трамвайных путей требует больших инвестиций, чем создание автобусных маршрутов, но вложения окупаются за счет увеличенного пассажиропотока и срока службы. К тому же в будущем ввод в эксплуатацию беспилотных трамваев намного реалистичнее, чем автобусов.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Самое популярное
Свободное время
Куда пойти в выходные 8–9 ноября
Только интересные события в Москве
Другие города
Природный экстерьер: на берегу озера Тосканка открылся Центр экотуризма
Проект в Нижегородской области объединил современные строительные технологии и бережное отношение к ландшафту
Другие города
Игры с гравитацией и рождение черных дыр: самые известные планетарии мира
Где можно в буквальном смысле прикоснуться к звездам
Наш город
Как будет выглядеть новая станция Бирюлевской линии метро
Ее дизайн будет вдохновлен музеем «Коломенское»
Наш город
Погода в Москве: от утренних туманов к аномальному теплу и грядущему похолоданию
Первая декада ноября будет теплой, а после в столичный регион придет «минус»
Горожане / Мнение
Формула счастья
Как семья, работа и город влияют на жизнь россиян
Другие города
Архитектурный дайджест: бивуак в Альпах, галерея-корабль и музей Крещения Иисуса
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Другие города
Архитектура, дизайн и городская среда: главные события ноября
Международный гид по ключевым отраслевым конференциям и выставкам
Наш город
Следующая – «Гольяново»: на синей ветке московского метро появится новая станция
Продление Арбатско-Покровской линии снимет транспортную нагрузку с одного из самых загруженных районов столицы
Свободное время
Куда пойти в выходные 2–4 ноября
Только интересные события в Москве
Другие города
Симбиоз культур: города России на стыке Востока и Запада
Где связь между двумя цивилизациями проявляется особенно ярко
Наш город
Как будет выглядеть «мост-парус» через Москву-реку на западе столицы
Строящийся путепровод в створе Новозаводской улицы соединит ключевые районы запада города и разгрузит магистрали
Гараж
Столичный разгон: в Москве и Петербурге стали быстрее продавать авто с пробегом
На это повлияли осенние ожидания изменений в законодательстве и сезонный спрос
Другие города / Интервью
Сергей Черемин: «Время своих подходов»
Министр правительства Москвы – о роли городов стран БРИКС в мировой урбанистике
Наш город
Проводы на юг: как утиные домики в Москве готовят к зиме
Городские службы отправят на профилактику более 200 конструкций