Читайте также
Дело техники. Для чего в Москве столько музеев транспорта
Как Москва шла навстречу пешеходу – путь длиной в 10 лет
Максим Ликсутов: «Мы не занимаемся слежкой, наша цель – комфорт пассажиров»

Новостройки без пробок: почему это пока невозможно

Как избежать транспортного коллапса в новом районе с высотной застройкой

В России тратится около 60 млрд рублей в год на создание документов по развитию транспортной инфраструктуры и комплексной схемы организации дорожного движения. Но исполняется лишь 10-20% проектов. Такие цифры были озвучены Ассоциацией транспортных инженеров в мае 2021 г. Причины перекоса — в недостаточном финансировании и низком уровне квалификации специалистов, которые эти планы разрабатывают и внедряют.

Может показаться, что в таком случае нет смысла в планировании. Однако в генплан закладываются коридоры для будущей транспортной инфраструктуры, чтобы можно было проложить дорогу к жилому району или внутри квартала. Образец транспортного планирования — Сингапур, где сначала строится железная дорога или метро и только потом застройщикам выдают разрешения на строительство жилья, офисных центров и промышленных площадок. Кроме того, заранее просчитывается загруженность транспортной инфраструктуры и интенсивность пассажиропотока. 

В России такой подход мало где практикуется, но несколько относительно удачных попыток все же есть. Так, на юго-западе Москвы в Раменках идет массовое высотное строительство, одновременно строятся новые развязки и вскоре планируется открытие юго-западного участка Большой кольцевой линии метро.

До появления метро и МЦД жители района «Павшинская Пойма» в подмосковном Красногорске находились в заложниках у своих новостроек. Спальный район строился далеко от метро, его жители могли рассчитывать только на личный транспорт, что неизбежно создавало огромные пробки на въезде и выезде. 

Для предотвращения транспортного коллапса можно ограничить количество парковочных мест и максимально снизить использование личных автомобилей.

Car free development (свободная от автомобилей застройка) — мировой тренд при развитии плотной застройки, изначально ориентированный на общественный транспорт. Такой подход работает только в том случае, если он полностью удовлетворяет потребность жителей в мобильности.  

Одна из самых больных проблем отрасли — очень слабая школа транспортных инженеров. Если проектировать в России умеют, то с планированием дела обстоят хуже. На всю страну наберется едва ли с десяток профессиональных фирм. Большая часть проектов выполняется недобросовестными и неквалифицированными исполнителями, «в стол», просто как обоснование уже принятых чиновниками решений. Редко используется математический подход к планированию, планировщики идут на поводу у строительного лобби и т. д. 

Другой конфликт — в балансе между освоением бюджета на создание дорожной инфраструктуры и вложениями в развитие общественного транспорта. Самое простое решение — взяться за оба направления одновременно. В Москве чаще так и делается, но у других городов нет ресурсов. Здесь опять выходят на первый план профессионализм и ответственность транспортных планировщиков, которые должны предложить городу оптимальное решение, а не масштабное и дорогое. Например, проблему часто можно решить регулированием перекрестков вместо расширения проезжей части улиц. Внедрение адаптивной, а лучше саморегулируемой системы светофоров способно избавить город от большинства транспортных заторов, если это не системная, а локальная проблема.

Для построения модели ситуации используются: официальная статистика и социологические опросы, данные систем геолокации и сотовых операторов. Потом строится прогнозная модель: где и сколько появится жителей и где они будут работать, какие понадобятся дороги, как спланировать маршруты общественного транспорта. 

В отрасли существуют полярные мнения о том, стоит ли учитывать мнение горожан. В международной планировочной среде даже есть выражение Not in my backyard («Не в моем дворе»), отражающее влияние человеческого фактора на результаты опроса. На деле сотрудничество планировщиков с жителями очень полезно. В Москве есть ресурс «Активный гражданин», где часто обсуждаются новые маршруты транспорта.

Адвокативное планирование — термин из градостроительства и архитектуры, но для него есть место и в транспортном планировании. Например, при планировании велоинфраструктуры в Мурманске проводилось интервью с жителями района, в результате которого была получена информация о потребности в велодорожках в совершенно неочевидных для планировщика местах. 

Решение проблемы транспортных заторов в районах с высокой плотностью — в рациональном подходе, заблаговременном планировании транспортных коридоров и развитии общественного транспорта. Предпочтение следует отдавать видам с высокой пропускной способностью. Это рельсовый транспорт — метро и скоростной трамвай. В сцепке трамвая, в отличие от автобуса, может быть несколько вагонов, он вмещает кратно больше пассажиров. Строительство трамвайных путей требует больших инвестиций, чем создание автобусных маршрутов, но вложения окупаются за счет увеличенного пассажиропотока и срока службы. К тому же в будущем ввод в эксплуатацию беспилотных трамваев намного реалистичнее, чем автобусов.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Самое популярное
Гараж
На зарядку становись: количество ЭЗС в Москве может вырасти до 30 000
Сергей Собянин озвучил планы по достижению этой цели к 2030 году
Наш город
Квизы, викторины, мастер-классы: в Москве провели Неделю финансовой грамотности
В мероприятии приняли участие более 35 000 человек
Наш город
Для здоровья и отдыха: территории трех медучреждений благоустроят в Москве
Работы пройдут в двух больницах и центре паллиативной помощи
Наш город
Беспилотный поезд в Москве и день рождения панды – хорошие новости
Только положительные события в завершение недели
Культурный город
Экоактивисты и индийские сектанты: четыре фильма фестиваля молодого кино «Короче»
Имена победителей этого кинособытия, скорее всего, очень скоро будут на слуху
Культурный город
Стоп, снято! Объявлены итоги Московской международной недели кино
На ММНК побывали более 600 000 человек
Умный город
В контакте с учебой и здоровьем: гаджеты и приложения для школьников и родителей
Умный будильник, бутылка с тамагочи, нейросети-помощники и многое другое
Наш город
После реконструкции: Рижский вокзал примет первых пассажиров с 1 сентября
Через станцию будут ходить электрички дальних маршрутов
Наш город
Собянин: новый мост через Москву-реку откроется в 2025 году
Он свяжет три района столицы и откроет новый выезд в сторону северо-запада
Горожане / Интервью
Гарик Мартиросян: «Юмор меняется вместе с жизнью»
Известный телеведущий о новом шоу, поиске оригинальных форматов и эволюции юмористических площадок Москвы
Свободное время
Куда пойти в выходные 31 августа – 1 сентября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Собянин рассказал о городской программе стимулирования создания рабочих мест
По итогам реализации более 281 000 горожан смогут трудоустроиться рядом с домом
Наш город
Выбирай и купайся: москвичи определят лучшие летние бассейны
В голосовании представлены свыше 20 локаций в разных районах столицы
Культурный город
Кино и космос: московский планетарий примет фестиваль научных фильмов
Мероприятие приурочено к 95-летнему юбилею небесной обсерватории
Культурный город
Опера под звездным небом: музыкальный фестиваль пройдет в Царицыно
31 августа и 1 сентября там выступят артисты российских и зарубежных театров