Читайте также
Дело техники. Для чего в Москве столько музеев транспорта
Как Москва шла навстречу пешеходу – путь длиной в 10 лет
Максим Ликсутов: «Мы не занимаемся слежкой, наша цель – комфорт пассажиров»

Новостройки без пробок: почему это пока невозможно

Как избежать транспортного коллапса в новом районе с высотной застройкой

В России тратится около 60 млрд рублей в год на создание документов по развитию транспортной инфраструктуры и комплексной схемы организации дорожного движения. Но исполняется лишь 10-20% проектов. Такие цифры были озвучены Ассоциацией транспортных инженеров в мае 2021 г. Причины перекоса — в недостаточном финансировании и низком уровне квалификации специалистов, которые эти планы разрабатывают и внедряют.

Может показаться, что в таком случае нет смысла в планировании. Однако в генплан закладываются коридоры для будущей транспортной инфраструктуры, чтобы можно было проложить дорогу к жилому району или внутри квартала. Образец транспортного планирования — Сингапур, где сначала строится железная дорога или метро и только потом застройщикам выдают разрешения на строительство жилья, офисных центров и промышленных площадок. Кроме того, заранее просчитывается загруженность транспортной инфраструктуры и интенсивность пассажиропотока. 

В России такой подход мало где практикуется, но несколько относительно удачных попыток все же есть. Так, на юго-западе Москвы в Раменках идет массовое высотное строительство, одновременно строятся новые развязки и вскоре планируется открытие юго-западного участка Большой кольцевой линии метро.

До появления метро и МЦД жители района «Павшинская Пойма» в подмосковном Красногорске находились в заложниках у своих новостроек. Спальный район строился далеко от метро, его жители могли рассчитывать только на личный транспорт, что неизбежно создавало огромные пробки на въезде и выезде. 

Для предотвращения транспортного коллапса можно ограничить количество парковочных мест и максимально снизить использование личных автомобилей.

Car free development (свободная от автомобилей застройка) — мировой тренд при развитии плотной застройки, изначально ориентированный на общественный транспорт. Такой подход работает только в том случае, если он полностью удовлетворяет потребность жителей в мобильности.  

Одна из самых больных проблем отрасли — очень слабая школа транспортных инженеров. Если проектировать в России умеют, то с планированием дела обстоят хуже. На всю страну наберется едва ли с десяток профессиональных фирм. Большая часть проектов выполняется недобросовестными и неквалифицированными исполнителями, «в стол», просто как обоснование уже принятых чиновниками решений. Редко используется математический подход к планированию, планировщики идут на поводу у строительного лобби и т. д. 

Другой конфликт — в балансе между освоением бюджета на создание дорожной инфраструктуры и вложениями в развитие общественного транспорта. Самое простое решение — взяться за оба направления одновременно. В Москве чаще так и делается, но у других городов нет ресурсов. Здесь опять выходят на первый план профессионализм и ответственность транспортных планировщиков, которые должны предложить городу оптимальное решение, а не масштабное и дорогое. Например, проблему часто можно решить регулированием перекрестков вместо расширения проезжей части улиц. Внедрение адаптивной, а лучше саморегулируемой системы светофоров способно избавить город от большинства транспортных заторов, если это не системная, а локальная проблема.

Для построения модели ситуации используются: официальная статистика и социологические опросы, данные систем геолокации и сотовых операторов. Потом строится прогнозная модель: где и сколько появится жителей и где они будут работать, какие понадобятся дороги, как спланировать маршруты общественного транспорта. 

В отрасли существуют полярные мнения о том, стоит ли учитывать мнение горожан. В международной планировочной среде даже есть выражение Not in my backyard («Не в моем дворе»), отражающее влияние человеческого фактора на результаты опроса. На деле сотрудничество планировщиков с жителями очень полезно. В Москве есть ресурс «Активный гражданин», где часто обсуждаются новые маршруты транспорта.

Адвокативное планирование — термин из градостроительства и архитектуры, но для него есть место и в транспортном планировании. Например, при планировании велоинфраструктуры в Мурманске проводилось интервью с жителями района, в результате которого была получена информация о потребности в велодорожках в совершенно неочевидных для планировщика местах. 

Решение проблемы транспортных заторов в районах с высокой плотностью — в рациональном подходе, заблаговременном планировании транспортных коридоров и развитии общественного транспорта. Предпочтение следует отдавать видам с высокой пропускной способностью. Это рельсовый транспорт — метро и скоростной трамвай. В сцепке трамвая, в отличие от автобуса, может быть несколько вагонов, он вмещает кратно больше пассажиров. Строительство трамвайных путей требует больших инвестиций, чем создание автобусных маршрутов, но вложения окупаются за счет увеличенного пассажиропотока и срока службы. К тому же в будущем ввод в эксплуатацию беспилотных трамваев намного реалистичнее, чем автобусов.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Самое популярное
Умный город / Мнение
Способны ли электромобили покорить Москву: плюсы и минусы
По дорогам столицы ездит пятая часть всего электропарка России
Умный город / Мнение
Можно ли найти себя в IT-индустрии после 45
Как поменять алгоритм поиска работы
Свободное время
Никакой магии: как Гильермо дель Торо обличает псевдопсихологов в своей новой картине
В «Аллее кошмаров» нет привычной зрителям мистики. Главный монстр здесь медиум-шарлатан, которого сыграл Брэдли Купер
Умный город
«Работаю сам на себя». Чего не хватает таксистам, курьерам и репетиторам
Как видят регулирование платформенной занятости власть, бизнес и работники
Другие города
Выйти на лед. Где ловить рыбу зимой без вреда для здоровья
Как сверлить лунки, чтобы не провалиться, где клюет и на что ловить
Свободное время
Нео измельчал. Чего ждать от продолжения «Матрицы»
Рассказываем, стоило ли ждать продолжения «Матрицы» почти 20 лет
Свободное время
Кто отведет «Оскары» под ручку к номинантам и почему это важно
Все кандидаты на роль ведущего церемонии — от «человека-паука» до нового парня Ким Кардашьян
Свободное время
Куда пойти в выходные 22-23 января
Виктор Цой в Манеже, Данте на Ордынке и гастрономический киномарафон
Горожане / Мнение
Не могу думать ни о чем другом: как тревога влияет на нашу жизнь и работоспособность
Косвенные расходы, связанные с тревожными расстройствами, обходятся работодателям в $4 млрд ежегодно
Свободное время
Не секта и не Гарри Поттер: как реагируют на магическую экскурсию по Москве
Ночной тур в плащах со стариком Фонарщиком — для мэров и простых горожан
Горожане
«Музыка дает мне энергию для работы». Вице-президент «Сбера» – о страсти к року
Фабрисио Гранжа — о том, как совмещает работу и собственную музыкальную группу
Свободное время
Самый большой придурок на свете: каким вышел сериал «Миротворец» о бывшем зэке, который стал супергероем
Миротворец стал политкорректным и эмпатичным
Горожане
«Получилось зарабатывать больше, чем раньше»: москвичи — о доходах в пандемию
Истории москвичей, чьи профессии стали востребованы в пандемию
Свободное время
Сноукайтинг, подледный дайвинг и айскартинг: зимний досуг в Москве
Если с поездкой за границу не складывается, зимний отдых легко организовать в столице
Культурный город / Мнение
5 экологических трендов моды
Борьба за экологичность станет одним из главных трендов в индустрии моды на все следующее десятилетие