Читайте также
Экологичные ценные бумаги. Зачем Москве зеленые облигации
«В бизнесе побеждает не спринтер». Гуляем по Москве с сооснователем Hoff Михаилом Кучментом
«В нулевые покупали вторую машину, а сейчас на самокатах ездят»

Максим Ликсутов: «Мы не занимаемся слежкой, наша цель – комфорт пассажиров»

Интервью с заместителем мэра Москвы по вопросам транспорта
Заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов /Пресс-служба Департамента транспорта Москвы

Заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов рассказал «Ведомости.Город» о платных парковках, беспилотных трамваях и технологии Face Pay.

– В декабре исполнится 10 лет, как вы возглавили департамент транспорта Москвы. Какими достижениями гордитесь?

– В первую очередь горжусь тем, что создана эффективная команда, которая до сих пор работает в транспортном комплексе, и она почти не менялась на протяжении этих лет. Команда очень профессиональных и грамотных людей, патриотов Москвы. Мы всегда стараемся найти лучшее решение, даже если кто-то говорит, находясь в одном и том же вагоне метро, «здесь холодно», а другой пассажир пишет, что «слишком жарко».

Отдельно хочу поблагодарить всех сотрудников городского транспортного комплекса за работу в период пандемии. Не было ни одного случая, чтобы из 200 тыс. сотрудников транспортной системы Москвы кто-то не пошел на работу, испугался, сказал: «Отсижусь дома».

За 10 лет под руководством мэра города создан фундамент для эффективной работы транспорта и в дальнейшем. До 2010 г. вопросами транспорта занимались по остаточному принципу. Сложно сказать, почему так было. Транспортные проблемы усугублялись каждый год, я по себе помню: в машине приходилось ехать все дольше и дольше, в метро становилось все плотнее и плотнее. Станций крайне мало строилось, мостов, дорог – все выборочно и не всегда там, где нужно. В 2010–2011 гг. проблема транспорта стала в Москве самой главной. Москвичи хотели изменений, они их ждали.

Путешествуя по Европе, многие ведь видели и понимали, как может работать городской транспорт. Что он может приходить вовремя, что можно ездить в комфортном и чистом автобусе. Сейчас на московский городской транспорт переходит все больше людей – значит, он становится удобнее, востребованнее и, самое важное, ему больше доверяют. Вот это доверие, которого раньше не было и которое растет, – это то, чем горжусь больше всего.

– Как вы узнаете о том, что думают москвичи о вашей работе?

– Сейчас невозможно не услышать: через городские сервисы, которые мы анализируем, через прямое обращение граждан, в том числе в соцсетях или в наши чат-боты, через опросы, которые мы регулярно делаем. Поверьте, никто в правительстве Москвы не живет в каких-то розовых очках: мы видим картину такой, какая она есть.

– Есть ли примеры, когда что-то меняли после жалоб горожан?

– Мы стараемся во всех решениях спрашивать мнение жителей. Например, у нас за каждым районом города закреплен в Центре организации дорожного движения специальный сотрудник – стараемся выбирать тех, кто живет прямо в этом месте. Если, анализируя обращения жителей, понимаем, что все-таки надо передвинуть пешеходный переход либо остановку, не боимся признать ошибку, переносим. Создаем и парковочные места, если это безопасно и не мешает пешеходам и местным жителям.

– Но автовладельцам в Москве все тяжелее найти парковку...

– Нужно заранее внимательно все обдумать, когда решили приобрести личную машину. Вы, когда домой покупаете холодильник, понимаете, куда его поставите – не в прихожую, не на общую лестничную клетку. Вы измеряете кухню, находите подходящее место – и не покупаете холодильник в два раза больше. И поэтому правильный вопрос, на который вы должны ответить до покупки машины: а где она будет стоять? Если вы говорите: «Буду парковаться на улице где-нибудь», ну и получается «где-нибудь». Вы либо покупаете место для автомобиля, либо находите, либо арендуете. Либо ставите его там, где разрешено по правилам дорожного движения и не создает угрозу жизни окружающим. Ну и сейчас есть разные удобные возможности пользоваться автомобилем, не покупая его, – каршеринг и такси, которые в Москве очень доступны.

– Но если человек едет забрать бабушку из больницы и ему негде припарковаться?

– У нас нет цели уменьшить количество парковочных мест. Поиск баланса между пропускной способностью дороги, возможностью безопасно ходить детям и маломобильным гражданам, аварийностью и наличием парковочных мест – это та задача, которую решает профессиональная команда в Центре организации дорожного движения.

Все мировые столицы идут по тому же пути, что и Москва. Приоритет – у общественного транспорта. Все делается для того, чтобы автобус, который перевозит в десятки раз больше людей, чем любая легковая машина, получил приоритет на дороге. И это наша стратегия: сначала пешеходы, потом маршрутный городской транспорт, потом личный транспорт. Все цивилизованные города живут по таким принципам, а то и еще по более строгим – Осло, например. Там в ряде зон уже не допускается двигатель внутреннего сгорания, там платный въезд, парковка в самых дорогих местах больше 1000 руб. в день в пересчете с норвежских крон.

И для критиков дороговизны парковок в Москве. Суммарно с введения платных парковок в ноябре 2012 г. бюджет города получил около 40,6 млрд руб. – все эти деньги пошли в районы, где были собраны, на улучшение качества жизни местных жителей. Максимальный тариф – 380 руб./ч, но при этом все равно есть улицы, где эти дорогие парковки заняты с 7 утра до 21 вечера. Даже за 380 руб. Если парковка постоянно загружена больше чем на 85%, значит, она крайне востребована и парковочный тариф не оптимален.

– Критики ответят, что центр Москвы теперь зачищен для сверхбогатых.

– Скорее уж для местных жителей. Часто в центре парковка вообще только для резидентов. Как и во многих других городах. Ни один мегаполис не придумал еще, как более эффективно регулировать наполняемость парковок – только ценой. И любой мегаполис видит свою задачу не в строительстве дешевых паркингов, иначе города погрязнут в пробках на подъездах к этим огромным парковкам, а в создании альтернативы. Если есть хорошо работающий городской транспорт, значит, можно использовать его. Количество людей, которые пользуются метрополитеном, наземным транспортом, МЦК, МЦД, такси, каршерингом, стабильно увеличивается, значит, мы идем в правильном направлении. Ни один город мира такого размера, как Москва, не сможет выдержать, если все будут передвигаться на личном транспорте. Это невозможно.

– Но сами вы ездите на машине.

– Езжу. И за рулем тоже люблю ездить. И в то же время пользуюсь городским транспортом, когда надо быстро доехать в час пик.

– То есть вас можно встретить в метро?

– И в метро, и в пригородных электричках, и пешком люблю ходить в любую погоду. Наша задача – обеспечить выбор, создать такую систему, чтобы поездки на городском транспорте были удобными и максимально безопасными.

– Периодически обсуждается введение платного въезда в центр. Год назад вы исключили такую возможность. Что сейчас думаете по этому поводу?

– Федеральное законодательство не позволяет вводить такие меры. Многие города в мире вводят подобные правила регулирования: где-то это срабатывает не очень, а где-то – вполне эффективно.

– Другая конфликтная тема – сужение дорог в центре за счет расширения тротуаров. Скажем, на Большой Дмитровке, в переулках у Кузнецкого Моста трудно ехать, а тротуары полупустые.

– Ну где в центре Москвы пустой тротуар? Я таких не видел. В выходные утром ходил в кафе – там десятки, если не сотни людей по Лубянке шли. Мы проводим замеры, в том числе пешеходных потоков. Камер много, и мы можем в режиме реального времени все видеть. В моем кабинете есть панель, дашборд, где я вижу, например, сколько машин сейчас едет по каждой улице.

После расширения пешеходных зон количество людей в центре увеличилось от 3 до 5 раз, от этого выиграли и рестораны, и магазины. Да, поменялись первые этажи: если раньше было много ювелирных магазинов, сейчас больше кафе.

– К слову, о камерах и о слежке...

– Мне слово «слежка» не очень нравится. Мы слежкой не занимаемся, мы не правоохранительные органы. Мы занимаемся тем, чтобы повысить комфорт и качество использования городского транспорта.

– Система «оплаты лицом» Face Pay сейчас тестируется на всех станциях метро. С 15 октября к ней может присоединиться каждый. Много ли будет желающих, по вашим расчетам?

– Сейчас в системе 15 000 тестировщиков плюс более 65 000 сотрудников метро, которые проходят на работу, также используя не удостоверения, а камеры распознавания лиц. Метро и МЦК перевозят более 170 млн пассажиров в месяц. Думаю, 5–10% пассажиров в ближайшие год-два выберут этот способ оплаты. Сейчас мы выделяем под эти цели в основном по одному турникету в каждом вестибюле, если надо будет, быстро увеличим их число. Наш опыт говорит, что спрос будет только расти. В 2016 г., когда запускали оплату банковской картой на турникете, было меньше 1000 пользователей в сутки на все метро – сейчас больше 500 000 каждый день.

– Стоят ли вложения в систему – камеры, серверы на каждой станции – этих 5–10% пассажиров?

– Она была построена раньше, и в первую очередь для повышения транспортной безопасности, она крайне эффективная и полезная. По данным московской полиции, с 1 сентября 2020 г. благодаря камерам с распознаванием лиц в метро в поездах, на станциях задержано более 2500 преступников, находящихся в федеральном розыске. И это значит, все отлично работает, решает свою задачу – метро становится еще безопаснее. А сейчас, после небольшой доработки, система станет полезной и для самих пассажиров. Но никто не заставляет использовать этот способ, мы оставляем все другие способы оплаты проезда.

Такая система распознавания лиц для прохода в метро единственная в мире. Мало того, эта разработка – собственность правительства Москвы. Ее больше нет ни у кого в мире, даже в Китае она не работает так удобно для пассажиров.

Параллельно с Face Pay развиваем другие технологии. Например, скоро запустим виртуальную «Тройку» – это транспортная карта, загруженная в ваш смартфон. Сейчас тестируем ее с фокус-группой. Также скоро запустим новую систему MaaS: сервис в приложении будет подбирать оптимальные тарифы для поездок, в которых сочетается сразу несколько видов транспорта и оплата – сразу за всю поездку в одном городском мобильном приложении.

Другой тренд развития мировых городов – это экологичный электрический транспорт. В 2021 г. Москва перестала покупать дизельные автобусы, только для мобилизационных нужд. Сегодня Москва – крупнейший заказчик и оператор электробусов в Европе. У нас самый эффективный электробус от двух российских производителей – «Камаза» и ГАЗа. Причем «Камаз» открыл сборочное предприятие прямо в Москве.

За три года парк электрических автобусов увеличился с нуля до 800 машин, а до 2030 г. весь городской наземный транспорт будет экологичным.

– Говоря о будущем: как скоро в Москве появятся беспилотные такси?

– Сейчас по городу ездит 150 таких автомобилей, и, возможно, уже в этом году Москва станет второй мировой столицей после Пекина и первой в Европе, где появятся беспилотные такси. Беспилотный транспорт – это точно будущее, но, чтобы он как-то прочно вошел в повседневную жизнь, нужно, думаю, более 10 лет. И цель – не убрать водителя, а увеличить пропускную способность дорог, снизить количество аварий. Если эти условия и требования безопасности будут выполняться, то переход на беспилотный общественный транспорт пройдет совершенно спокойно. Сейчас такое время, когда мы быстрее привыкаем к новому. Моя мама, которой больше 80 лет, нажимает на кнопку телефона и разговаривает по видеосвязи, хотя ей самой сложно было представить, что она это когда-то освоит. Поэтому я уверен, что никто не заметит этот переход.

Но какие-то виды транспорта могут найти массовое применение раньше. Например, рельсовый транспорт, трамваи. Почему? Более 80% трамвайных линий обособлено от проезжей части. Мы реализуем совместный проект беспилотного трамвая с компанией «Яндекс». В Краснопресненском депо уже идет подготовка одного из вагонов к установке специального оборудования для беспилотного движения. Сначала это будет поездка только в депо, потом по городу, но без пассажиров. Будем тестировать столько, сколько нужно, спешить в этом вопросе не надо, в приоритете у нас всегда безопасность людей.

Самое популярное
Свободное время / Интервью
Почему москвичи готовы к риску в азиатских ресторанах
Шеф модных азиатских ресторанов Василий Зайцев – о том, как учит гостей есть суши руками
Наш город
Сергей Собянин: Большая кольцевая линия метро будет полностью открыта в ближайшие дни
«Масштабным инфраструктурным проектом Москвы» назвал запуск линии президент МТПП Владимир Платонов
Наш город
Объем инвестиций в Москве увеличился в 2 раза за последние 5 лет
Предприниматели начали объединяться для решения общих задач
Наш город
Через два года Москва начнет производить автомобили на базе российских комплектующих – Собянин
Эксперт считает такой выпуск электромобилей «разумной стратегией»
Наш город
Москва продлит проект «Персональный помощник» для онкобольных
За 2,5 года поддержку персональных помощников получили свыше 120 000 горожан
Свободное время
Какие книги научат управлять командой, разрабатывать продающие продукты и выполнять ключевые цели
Топ-менеджер Avito назвал пять книг, которые помогли ему построить карьеру в технологичной компании
Горожане
«Мне плевать на деньги». Миллиардер Игорь Рыбаков – о том, как стал блогером и учит зарабатывать других
Сооснователь компании «Технониколь» рассказал, почему не послушал близких и сколько тратит на свое хобби – блогерство
Наш город
Сергей Собянин: МЦД-3 и МЦД-4 будут запущены этой осенью
Президент Владимир Путин одобрил работу Московских центральных диаметров
Наш город
Объем фармацевтического кластера в Зеленограде увеличится на две трети
На заводе будут производить жизненно важные препараты
Умный город
Сергей Собянин: «Ядром промышленного комплекса «Руднево» станут беспилотные летательные аппараты»
Территория промышленных площадей комплекса увеличится в 3 раза
Наш город
Какие управленцы потребуются Москве в 2023 г.
Столичным менеджерам предлагают зарплату до 500 000 руб.
Свободное время
Наденьте это немедленно. Как люксовые бренды увеличивают свои продажи в Китае?
В феврале в издательстве «Азбука-Аттикус» выходит книга о том, как 30-летние, блогеры и пандемия изменили рынок люксовых брендов
Умный город
У тебя в генах. Как ДНК определяет талант, образ жизни и успех
Гены покажут, имеет ли человек способности к предпринимательству, спорту или искусству
Наш город
Обновленный парк «Яуза» посетили зимой более 450 000 человек
После объединения всех участков протяженность парка составит 20 км
Умный город / Мнение
Мыслить трезво: что происходит с организмом при полном отказе от алкоголя
Почему люди вычеркивают из своей жизни крепкие напитки