«Я совсем не люблю мусор»: как француз создал экокоммуналку в Москве

История необычной квартиры, где соседи сортируют абсолютно все отходы, а органику отдают червям
Фото предоставлено героем материала
Фото предоставлено героем материала

В рамках федерального проекта по формированию комплексной системы обращения с отходами к 2030 году должно сортироваться 100% всего мусора, а также на 50% снижено количество отходов, отправляемых на полигоны. Пока проблема решается на федеральном уровне, француз Микаэль Легранд создал в Москве уникальную экокоммуналку, жители которой уже сортируют абсолютно весь создаваемый ими мусор. Органические отходы также не пропадают – из них соседи делают компост.

«Мусор – это зло»

Фото предоставлено героем материала
Фото предоставлено героем материала

38-летний Микаэль Легранд переехал из Франции в Россию почти десять лет назад. В Москве он преподает французский язык и старается донести до горожан идею экологичного образа жизни. Три года назад Микаэль заехал в съемную восьмикомнатную квартиру, на территории которой теперь проживают 10 человек. «Все русские, кроме меня. У нас семейная атмосфера. Одно из правил квартиры: мы все сортируем и компостируем органику», – говорит француз.

Сначала это была обычная квартира с большим количеством жильцов, но чуть позже Микаэль решил превратить ее в экокоммуналку, как сам ее называет. Хозяева квартиры доверяют ему выбор соседей. «Просто я совсем не люблю мусор и считаю, что мусор – это зло, он убивает наш мир, – говорит экоактивист. – Поэтому мне очень важно, чтобы у нас было чисто, то есть все наши отходы были чистыми». 

Микаэль объявил жильцам, что теперь все будут мыть и сортировать мусор. «Я не предлагал, я сказал, что будет так. Не люблю, когда люди не соблюдают правила. Квартира была нормальной, просто наш мусор вонял», – отмечает француз. 

Мужчина осознал, что если разделять пластик, стекло и органику, это все может иметь вторую жизнь. А если их смешать в одном мусорном ведре, это попадет на свалку и будет портить мир на протяжении десятилетий и дольше. Поэтому сегодня Микаэль продвигает идею полного оборота мусора по замкнутому кругу. «»Эко» означает не просто природа, это окружающая среда. Человек должен быть внимательным к тому, где он живет, с кем и как он живет. Мы стараемся в нашем маленьком обществе из 10 человек жить таким образом, чтобы потом привлекать к нему других заинтересованных людей», – рассказывает Микаэль.

Шесть видов пластика и червяки

Фото предоставлено героем материала
Фото предоставлено героем материала

По словам Микаэля, в их экоквартире сортируется абсолютно всё. Сначала они сортировали только то, что можно было сдать в специальные приемные пункты, но потом решили сортировать даже вещи, которые пока не принимают на переработку. Такие вещи хранятся в квартире, и как только для них найдётся решение, квартиранты будут избавляться от них, но просто так ничего не выбросят. 

Единственное, что в экокоммуналке уходит в мусорное ведро, – это грязная и жирная целлюлоза (бумага, хлопок, ткань, салфетки, бумажные этикетки от пластиковых упаковок). Микаэль уточняет, что целлюлоза не будет создавать опасных парниковых газов и это безопасно. 

При этом различные токсичные газы на свалке будет производить пластик, который разлагается очень медленно. В экокоммуналке пластик разделяют сначала на три категории: мягкий, твердый и вспененный. Внутри них идет подразделение еще на 6 категорий: ПЭТ, 2 вида полиэтилена, полипропилен, ПВХ, полистирол и дополнительный раздел для смеси пластиков. Также жители квартиры сортируют металл, стекло и целлюлозу. Раз в месяц к ним приезжает экотакси, которое отвозит все пакеты в сортировочные пункты. 

Органические отходы в «большой семье» тоже не пропадают. Микаэль подчеркивает, что даже органика, находясь на свалке без грунта, воздуха и насекомых, не сможет разлагаться и будет производить парниковые газы, включая один из самых опасных – метан. Поэтому из органики соседи делают компост. Переработка происходит двумя способами: бокаси и черви. Первый метод предполагает использование лактобактерий, которые ферментируют пищевые отходы в почвенные добавки и улучшают почву. Во втором органические отходы и компост поедают червяки. 

Когда Микаэль впервые рассказал соседкам об идее использовать червяков дома, три из них выступили против. «Они думали, что я шутил, но когда поняли, что это правда, устроили скандал. Одна девушка не могла терпеть червяков и позже съехала обратно в Питер», – рассказал француз. Но когда червяков завезли и все жители квартиры стали пользоваться новой системой, появился интерес. И даже те, кто сначала устроили скандал, теперь подходят к Микаэлю с вопросами: «Как думаешь, а это они будут есть или нет?»

«Сначала идея кажется людям странной, потому что они думают, что червяки – это грязные и ужасные чудовища, а на самом деле червяки очень важны», – говорит глава коммуны. По его мнению, компостировать органический мусор – обязанность каждого человека, и если лень этим заниматься, можно привлечь стороннюю фирму, сотрудники которой будут регулярно забирать из дома органику.

О жителях экокоммуналки

Фото предоставлено героем материала
Фото предоставлено героем материала

Периодически состав жителей в экокоммуналке меняется: одни съезжают, другие заезжают. В очередном объявлении о сдаче в аренду комнаты написано: «Будете жить по самым экологическим стандартам, то есть абсолютно без мусора, пользуясь нашей домашней системой разделения отходов». 

Микаэль признается, что если люди отказываются жить в квартире, то обычно по причине перенаселённости, нежелания жить вдесятером. «К червякам я не припомню, чтобы кто-то плохо относился. Конечно, в соцсетях были дурацкие насмешки, типа, “живёте, как бабушки или хипстеры… У вас там большая свалка, как может человек жить так?” Но кроме них больше никто так не реагировал», — отмечает Микаэль. 

Сейчас в квартире восемь девушек и двое мужчин. Кто-то работает в театре, кто-то в сфере урбанизма, есть преподаватели и программист. Девушки занимаются йогой, рисуют, мастерят. Подбирать новых жильцов в коммуне стараются со схожей позицией в отношении экологии. «Если человек разделяет этот образ жизни и ценности, то я уже хочу принять его в дом. Если человек говорит, что никогда такого не делал, но ему это интересно, почему бы и нет. Хозяин квартиры тоже относится хорошо, по поводу червяков не предъявляет», – подчёркивает Микаэль. 

Однажды Микаэля огорчила бывшая соседка, которая пришла в гости и негодовала по поводу того, что снова нужно сортировать мусор. «Мне это было неприятно. Я понял, что она жила здесь год, съехала от нас и теперь не соблюдает экологический образ жизни. Стала жить, как все, то есть неправильно. Это был провал. Значит, нам не удалось», – сожалеет Микаэль. 

Необычная экокоммуналка расположена в современном многоэтажном доме в хорошем районе на севере Москвы. Микаэль регулярно ходит по этажам, чтобы посмотреть, что выбросили другие жильцы. Иногда он находит почти новые вещи, которые забирает домой. Так ему удалось найти зеркала, матрасы и хороший стеллаж. Кроме того, в квартире проводят своп-вечеринки, на которых люди обмениваются своими ненужными вещами и общаются. Это даже популярнее, чем сортировка мусора и компостирование, признается глава коммуны.

«Пора менять мышление»

Фото предоставлено героем материала
Фото предоставлено героем материала

Микаэль с грустью отмечает, что большинство людей не знают, что в Москве есть специальные компании, которые занимаются вывозом мусора. И многие не сортируют отходы, полагая, что всё это в конечном итоге в одной куче отвозится на свалку. «Я очень часто это слышу. Но на самом деле люди нашли причину, чтобы ничего не делать. Это очень комфортно, потому что тогда им не приходится ничего убирать. Но я думаю, что все начинается с каждого человека. Даже если мне скажут, что ваш мешок хорошо сортированного мусора отправили на свалку, это не моя вина. Своё дело я сделал», – подчеркивает Микаэль. 

По мнению француза, многие россияне не понимают, что в стране делают много усилий для сохранения экологии. «Многие русские мне говорят: “У нас здесь всё плохо, а у вас в Европе хорошо, вы всё сортируете, уважаете природу, окружающую среду”. Наверняка, многие думают, что в Европе мы сортируем и полипропилен, и полиэтилен, и другие виды пластика. Да нет! Конечно, нет! Мы перерабатываем ПЭТ и иногда, если повезет, полиэтилен, а все остальные пластики отвозим на свалку или жжем. А в России есть соцпроекты и даже оборудование, которое перерабатывает полиэтилен, полистирен», – говорит Микаэль. 

Кроме того, француз отметил, что в России на упаковке большинства продуктов есть маркировка, по которой можно понять, что это конкретно за пластик или бумага. К тому же всё больше россиян начинают разделять мусор и сдавать свои отходы на переработку. «Люди разного возраста, уровня жизни, но они продвинутые в этом плане, даже намного лучше, чем в Европе», – отмечает Микаэль. 

«Россия – самая лучшая страна в этом плане. И мне жаль, что русские этого не знают, не понимают и думают, что во всем уступают Европе. Это неправда. Но пока в России это делают только 5-10% людей, а нужно, чтобы 80-100% людей стали сортировать мусор, правильно утилизировать свои отходы и сознательно относились к своей жизни», – заключил Микаэль.

Самое популярное
Свободное время
Смотровые площадки Москвы: бесплатные и платные точки с видом на город
Откуда посмотреть на мегаполис
Наш город
Обогревательный сезон: как и для чего в России развертывают пункты обогрева
Они работают в городах, на трассах и у речных переправ
Горожане
Болезни большого города: чем мы платим за жизнь в мегаполисе
Почему иммунитет, психика и даже зубы страдают от городского ритма
Культурный город
Музейная рокировка: в Третьяковке и Пушкинском музее сменилось руководство
Как менялись директора в двух главных московских музеях
Другие города
Покажите нам музыку: восемь самых атмосферных концертных залов мира
Лучшие площадки – от территории «Сириус» до бразильского Манауса
Городская недвижимость / Мнение
Малоэтажное будущее
Почему компактные офисы выгоднее и эффективнее небоскребов
Наш город
Склад забытых вещей: что оставили в столичном транспорте в праздники
Среди находок пассажиров оказались снеговик, набор для гадания и гномы
Свободное время
От застолья к искусству труда: куда пойти в выходные 17–18 января
Только интересные события в Москве
Культурный город
От Высоцкого до Гагариной: самые известные выпускники Школы-студии МХАТ
Как одна театральная школа воспитывает артистов для разных эпох
Городская недвижимость / Интервью
Александра Сытникова: «В России и Азии облик городов определяют девелоперы»
Основатель бюро Atlas – о трендах градостроения и опыте восточных мегаполисов
Культурный город
Булатов, Матисс и «Передвижники 2.0»: главные выставки 2026 года
От русских женщин до «флорентийского» Ротко – лучшие сюжеты грядущего культурного сезона
Другие города
Остаться на карте: сотни малых городов в России могут исчезнуть
Среди основных причин – дефицит рабочих мест и низкое качество городской среды
Наш город / Галерея
Миусская дюна: в центре Москвы после уборки образовалась гигантская снежная куча
Из-за снегопадов от циклона «Фрэнсис» в столице выросла трехметровая гора
Наш город
Центр Москвы без переплат: где можно поесть недорого
Доступные кафе и столовые столицы – куда зайти, чтобы хорошо провести время
Культурный город
Южная готика, русский балет и большие романы: главные книжные новинки зимы
От американской классики до немецкой философии