Сергей Гилев: «Я всегда знал, что мне надо жить в Москве»

Звезда сериалов «Хирург» и «13-я клиническая» – о философии хищника, пионерских страшилках и стадиях адаптации в Москве
Алексей Орлов / Ведомости
Алексей Орлов / Ведомости

Сергей Гилев – харизматик с редким амплуа «Доктора Джекила и мистера Хайда» в одном лице. Только в этом году Гилева можно было увидеть в четырех фильмах – мюзикле про Пушкина «Пророк» (где артист сыграл зловещего Бенкендорфа), ретродраме «Пальма 2», вольной биографии советского режиссера Павла Клушанцева «Планета» (конкурс ММКФ), а также в абсурдистской комедии «Агния» (приз за лучший сценарий фестиваля «Маяк»). В онлайн-кинотеатрах Иви и Start закончился показ остросюжетного сериала «Хирург» – это бенефис Гилева в роли талантливого медика, который сбегает из тюрьмы, чтобы доказать свою невиновность.

В интервью «Ведомости. Городу» актер рассуждает, почему шальных людей становится все меньше (и это хорошо), чем Клушанцев – режиссер классики кинофантастики «Планета бурь» – похож на Стругацких, и рассказывает о необычных местах для съемок в Москве. 

«Энциклопедия того, как делать не надо»

– Вы с режиссером «Хирурга» Ильей Ермоловым уже работали раньше? Как минимум – на «13-й клинической», насколько я понимаю.

– А до этого мы еще играли в одном спектакле – лет семь-восемь назад, уже не помню названия. Это была разовая история в одном пространстве на заводе «Арма» – там были еще Максим Стоянов, Саша Алябьев, Антон Риваль. Тогда мы с Ильей познакомились, виделись то тут, то там. Потом он стал режиссером – я ходил к нему на пробы в сериал «Первокурсницы». И вот мы поработали вместе на «13-й клинической». Оказалось, что у нас нормально все получается. Мы друг друга понимаем, никому ни на кого орать не приходится. Никаких противоречий, которые невозможно разрешить, у нас тоже нет.

И когда мы уже заканчивали «Клиническую», Илья говорит: «Есть очень хороший сценарий» (т. е. будущий «Хирург». – «Ведомости. Город»). Суть в чем – есть добрый и хороший человек, которого подставили, и он ищет справедливости, не всегда разбираясь в средствах. И мнение зрителя о нем должно скакать туда-сюда – то мы за него болеем, то, наоборот, неприятно удивляемся, что не настолько он хорош, как поначалу казалось. Если в итоге нам удалось добиться этих скачков – это здорово.

– Да, уже в первых сериях по поводу Сергея закрадываются сомнения: у некоторых его благородных поступков можно при желании отыскать второе дно. Например, как вы считаете, когда ваш герой невольно вызвал ДТП и подошел проверить, как его преследователи, – он действительно хочет помочь? Или с самого начала скорее хотел забрать табельное оружие?

– Я думаю, одно не отменяет другого. Сергей же не психопат, а просто человек, оказавшийся в определенных обстоятельствах. Прежде всего, он хочет справедливости и свободы – и делает все, чтобы оторваться от погони. Однако он не может же не обращать внимания на то, что происходит вокруг. Скорее всего, Сергей подошел к машине, чтобы помочь. Это первый порыв. А потом он увидел оружие и взял его с собой. «Меня преследуют, а пистолет может пригодиться», – понятная логика. И далее, когда Сергей садится в автомобиль к незнакомой женщине, он старается минимизировать ущерб – все делает так, чтобы и не причинить вреда, и никак девушку не подставить.

– Тогда спрошу про еще одну «спорную» сцену. Вашего героя заставляют сделать подпольную и очень опасную операцию героине Марины Ворожищевой, во время которой девушка может умереть. И Сергей вроде бы сначала взбунтовался, потом вроде бы смирился – и тут операцию вовремя прерывают. Как считаете, Сергей бы пошел на подлость?

– Такие «подвешенные» сцены потому и интересны – мы не знаем точно, что бы герой сделал, как бы поступил. Можем только строить предположения. Сергей точно принял какое-то решение, но какое – действовать так, как ему сказали? Или придумал некий план? Вообще, конечно, на протяжении всех восьми серий Сергей совершает довольно спорные поступки, потому что выбит из колеи – самой ситуацией и тем, как непорядочно ведут себя другие. И мы, зрители, как-то пытаемся их оправдать. Лишь в конце мы понимаем, что Сергей в принципе не очень-то хороший человек. Редкий человек, потому что таких плохих среди людей вообще не очень много – примерно пять процентов.

– Беспринципных?

– Шальных – кто сбегает из тюрьмы, отстреливается, идет по головам, не обращая внимания на то, какой вред причиняет людям вокруг. Кто готов на физическое насилие. Часто люди говорят, что «молодежь не та, что раньше было лучше» и подобное (каждое поколение зачем-то это повторяет). Многие по привычке продолжают кричать на облако – а на самом деле, человечество в целом становится добрее, спокойнее, гуманнее с каждым поколением. В 1980-е гг., когда города были намного опаснее, Сергей мог бы показаться зрителям обычным привычным парнем из соседнего двора, а сейчас – это энциклопедия того, как делать не надо. Антимужчина. С кем вообще не стоит иметь дел.

– Хирург Сергей, как и многие ваши герои – тот же Глеб из «13-й клинической», немного оборотень. В целом вызывает симпатию, но в отдельных моментах слетает с катушек. Вы как из себя вытаскиваете такую злость?

– Вспоминаю, каким бываю злым. Мне это трудно – я буквально пару раз в жизни был злым и попытался тогда запомнить свои ощущения, интонации… Я не люблю таких ребят, как Сергей. Неприятно обнаружить рядом с собой такого человека – который добр, великодушен, когда это удобно и полезно, и меняет свою манеру общения в зависимости от того, кто перед ним. В «13-й клинической», например, было чуть легче – там все-таки не сам герой плохой человек, его просто в какой-то момент замещает демон. И человека не остается.

– Трудно играть настолько далекого от себя персонажа? Я про Сергея из «Хирурга».

– Нет, было даже смешно. В сценарии были написаны слова, фразы в диалогах, которыми я в жизни не разговариваю. Вот то, что Сергей говорит, особенно в каких-то интимных ситуациях, – я бы такое только в шутку сказал, чтобы повеселиться и посмеяться.

Алексей Орлов / Ведомости
Алексей Орлов / Ведомости

«Самая главная опасность – черная «Волга», и на ней написано «ССД»

– Мне сериал «Хирург» отчасти напомнил старую страшилку про черную «Волгу», которая крадет детей на органы – в первой серии она почти буквально экранизирована. Вы сами такие истории слышали в детстве?

– Конечно. В детстве это была самая главная опасность – черная «Волга», и на ней написано «ССД», что означает «Смерть Советским Детям». И вот она ездит с этими буквами по городу и крадет детей. А вот на органы или нет, и вообще куда «Волга» едет, – не помню, говорили ли мы про это.

– Эту историю вы слышали в пионерлагере?

– Скорее в школе – в лагере ее «перебивали» другие истории. Самым страшным местом там был туалет на улице. От корпуса до туалета идти метров сто, в полной темноте – если не горит лампа над дверью. И стоит туалет вдоль забора, за которым лес. И вот ты идешь ночью и точно знаешь, что внизу вот в этой прорези живет Белая Борода. Кажется, была еще Синяя Борода – она вылезала из зеленого пятна на стене. Или рука вылезала? Уже не помню. «Волги» я не боялся – все просто знали, что она есть. А вот Белая Борода в туалете – это было действительно страшно.

– Этот лагерь недалеко от Ижевска?

– Да, рядом с Ижевском, – лагерь «Солнечный», я там провел где-то восемь лет. После первого класса поехал в первый раз, и потом после каждого класса до 14–15 лет. Никогда не ездил в деревню к бабушкам или на море – только в «Солнечный», на все три смены, каждое лето.

– Восемь лет – целая эпоха.

– И ребята всегда были примерно одни и те же, и ездили мы все к одному вожатому. И все вместе взрослели и старели. Сначала были октябрятами, которые хотели стать пионерами. На линейке же только пионеры поднимают руку в салюте, а октябрятам нельзя – но мы делали вид, что закрываемся от солнца, и тоже поднимали руку. Потому что хотели стать старше. Потом мы стали пионерами, но это было время, когда всем стало уже более-менее наплевать, пионер ты или не пионер, все линейки в лагере закончились.

Началась новая эпоха – появились конкурсы типа «Мисс лагеря» и «Мистер лагеря». Помню, в один год я все три смены был «Мистер лагеря», а когда в следующем году попробовал поучаствовать и использовать старые шутки, кто-то из соседнего отряда меня обошел. И тут я понял, как быстро все проходит…

– Как быстротечна слава.

– Да – когда ты пользуешься одними и теми же приемами, в какой-то момент они перестают работать. Поэтому я понимаю, насколько трудно, например, быть стендапером – ты должен быть всегда свежим и одновременно узнаваемым, то есть найти такие суперприемы, которые бы работали и на новую, и на старую аудиторию. Что-то подобное я осознал тогда в лагере.

А потом мы открыли казино. В лагере ввели деньги, и, чтобы их тратить, понарошку «открывались» разные места – магазины, фирмы. Мы почему-то решили устроить казино. И назвали его «Факел» (мы писали название латиницей). И там у нас крутились главные деньги лагеря. Это было, кажется, мое последнее лето там. Мы стали уже слишком взрослые. Помню, кто-то даже ходил за забор пить водку – в первый раз в жизни. Но вообще было весело.

– Это где-то рубеж 1980–1990-х годов? В целом вы те годы запомнили как светлое время?

– Было всякое. В 1991 г. был веселый момент, когда у всех на руках скопились деньги, а на них нечего было купить. И вот ты едешь со своим классом на экскурсию в Пермь, и тебе дают все деньги семьи, чтобы ты там хоть что-нибудь купил. А в Перми тоже ничего нет – на четырех этажах ЦУМа продают пакеты и сковородки. И все. И ты привозишь обратно все деньги домой.

Но в целом те годы мне запомнились как удивительное и волшебное время. Каждый год и даже каждый месяц появляется что-то новое. Например, однажды появились видеосалоны, потом первые иномарки в городе (Mitsubishi была самой первой), потом пришло кабельное телевидение. Сначала ты только знаешь, кто где-то такое существует. А потом вдруг у вас в городе, где живет 650 000 человек, появляется примерно десять телекомпаний, которые делают местный контент. Аналитические передачи про выборы, политиков – кого-то из них потом убивают бандиты. Кто-то из них сам бандит.

Ты – не родители, а именно ты сам, – берешь медную проволоку, втыкаешь ее туда, где должна быть антенна в телевизоре, и начинаешь на дециметровых волнах искать кабельное (оно сначала шло, как положено, по физическому кабелю, но потом у всех быстро появились передатчики, и все компании ушли в эфир). А там уже идет что-то с Джеки Чаном, с Брюсом Ли, «Терминатор» или мультик какой-то. Чаще всего – в переводе Гаврилова. У него же и самый приятный голос, и лучшая интонация: «Ублюдок, мать твою, иди сюда…»

Самый классный канал был в моем районе – и назывался «Арсенал». Там было сразу несколько передач про музыку – и про старую, и про современную. Каждый день человек с экрана что-то тебе рассказывает и включает новые или старые песни или клипы. И там же было несколько передач про фильмы. Так что и кабельное телевидение тоже открыло мне мир.

– И, наверное, заронило вот эту мысль – самому быть на экране, стать актером?

– Может быть. Все как-то по мелочи складывалось. Вот мне понравилось быть на сцене – я «Мистер лагеря», и все обращают на меня внимание. Вот мы поучаствовали в чем-то вроде КВН – приехали в чужую школу, в другой конец города. У меня смешная роль, и целый зал хихикает от того, что я делаю. Это мне тоже понравилось. Если из чисто киношных впечатлений – я в первый раз в жизни обратил внимание на то, что такое актерская игра, когда смотрел «Храброе сердце». Герой Гибсона срывает маску со злодея – и тут мы видим, что это его друг. Друг оказался предателем. Я смотрел на лицо Гибсона (а там отразились все его чувства) и думал: «Вау, вот это да».

«Неважно, что сейчас все не очень хорошо, – ведь будущее впереди»

– Вы немного застали советские времена – это как-то помогает вам перевоплощаться в советских людей? В частности, в фильме «Планета» вы играете же не настоящего Павла Клушанцева, а скорее определенный типаж? Или как?

– Миша Архипов, режиссер «Планеты», дал мне почитать дневники Клушанцева, книги – по письменной речи уже можно примерно представить интонацию человека. Мы посмотрели все фильмы Клушанцева, фотографии – что смогли найти. Миша – историк кино по образованию, он знает вообще все. Он любит сидеть в архиве в Красногорске и отсматривать старые фильмы на бобинах. К сожалению, не осталось никакой хроники, где Клушанцев ходит и что-то рассказывает. То есть мы не смогли найти его голос и то, как он двигался. Но раз у нас все-таки выдуманный персонаж, не совсем Клушанцев – героя в фильме зовут иначе, – мы решили, что можем себе позволить что-то допускать.

Но самое главное, думаю, мы сохранили. Это был интеллигентный, очень хорошо образованный советский человек, который искренне пытался развивать свою отрасль. И который жил с ощущением того, что неизбежно наступит прекрасное будущее. Неважно, что сейчас все не очень хорошо, – ведь будущее впереди. Клушанцев как бы оказался между фантастами 1920-х гг. и братьями Стругацкими, но похож на тех и на других. Булгаков или Беляев писали вещи научно-фантастические, но они действительно считали, что еще лет пять-десять и ученые смогут превратить собаку в человека. Или поддерживать жизнь в голове, отрезанной от тела. Как и братья Стругацкие, Клушанцев верил, что советская цивилизация будет развиваться поступательно и через 200–300 лет мы будем спокойно так колонизировать другие планеты.

– Вас сценарий «Планеты» зацепил этим – оптимизмом, верой в будущее?

– Когда я прочитал его, то подумал, что обязан быть в этом фильме, – потому что будет очень обидно, если меня там не будет. Во-первых, ты не часто получаешь такой классный сценарий. А во-вторых, я видел короткометражку Миши под названием «Топливо», которая [в 2019 г.] победила на «Кинотавре». Она сильно отличалась от большей части программы – была самой серьезной и масштабной. Веселому фильму легче привлечь внимание в моменте, однако эффект быстро выветривается. Из программы того года именно фильм Миши остался в памяти – все остальные, даже те, над которыми смеялся, я забыл.

– Насколько я понимаю, по сценариям многих авторских проектов далеко не всегда понятно, что получится в итоге – странно хорошо или странно плохо. Особенно, когда это первый проект. А кроме «Планеты» вы же снимались и у многих других дебютантов – в «Контактах», «Нише», «Агнии». Что вас убеждало в каждом конкретном случае?

– У [режиссера «Контактов»] Дмитрия Моисеева я видел фильм про рыбу (т. е. короткометражку «В объятиях моря». – «Ведомости. Город»). И понял, что хочу работать с таким человеком. И сам сценарий был классно придуман – гипотеза Витицкого, куски радиопрограмм. Это как бы Стругацкие после Стругацких – их герои, но в другое время и в других обстоятельствах. Братья писали про людей науки, пьющих коньяк энтузиастах. А в фильме мы видим, что с ними стало после того, как исчез весь энтузиазм. Когда ты читаешь такой материал, ты просто не можешь себе позволить не участвовать в этом.

А в «Нише», там уже в сценарии было приятное, немного линчевское настроение. И сам персонаж необычный – какой-то полумистический герой, просто названный «человек в пальто». И сам мир был странный – «люди в сером», люди-моли. Невозможно от такого предложения отказаться.

– То есть вам в принципе нравится странненькое?

– Из 100 сценариев, которые тебе пришлют, «странненькими» будут 2 или 3. Конечно, за них надо сразу хвататься. С «Агнией» было несколько иначе. Мне сценарий поначалу показался просто не совсем обычной мелодрамой. А когда я пришел на пробы, [режиссер] Павла [Стратулат] нормально так наорала на меня, как если бы мы уже были друзьями. Как бы отхлестала меня по щекам и сказала: «Опомнись, это вообще не то, что ты себе взял в голову. Это вообще-то комедия будет. Веселое кино». И тут я посмотрел на историю под другим углом и подумал: «Я не могу здесь не оказаться». И мне повезло, что меня взяли.

– И то, что режиссер – дебютант, вас не смущает? Если человек в первый раз снимает, явно не будет хватать опыта, ремесла…

– Наоборот, дебютант энергичен и всегда хочет сделать что-то выдающееся, что-то особенное. Часто именно первый фильм оказывается лучшим в карьере – как когда-то команды КВН в первый сезон выдавали все лучшие шутки, а потом загибались. Так бывает и с режиссерами. И вообще, все сегодняшние большие ребята когда-то тоже были начинающими. Если бы какой-то актер в свое время подумал: «Да ну, не буду работать у непонятного режиссера в выпускной работе», он мог бы упустить возможность сняться, к примеру, в «Бумере». Это же тоже был дебют.

– Один из главных фильмов года – «Пророк», крайне необычная биография Пушкина в форме мюзикла. Вы там играете Бенкендорфа и еще читаете рэп. Вы как-то «читке» учились, готовились специально?

– Нет, я же рэп постоянно слушаю. Последние лет 20. И мой друг – Кирилл Батишта, один из лучших рэперов в стране. Из всех, кто в фильме «Пророк» начитывал, я лучше всех был подготовлен. И я сам все время сочиняю короткие, шуточные песенки.

– Чисто для себя?

– Да, записываю аудиосообщением и отправляю сам себе в Telegram. Никому не показываю. Ничего такого серьезного – чаще всего я пою или читаю на какой-то известный мотив, просто перефразирую текст своими словами.

Алексей Орлов / Ведомости
Алексей Орлов / Ведомости

«Еще остались неразведанные места»

– Про какие будущие проекты уже можно говорить?

– Я очень жду, когда выйдет сериал Александра Собичевского «ФГУП ЛУЧ». Там в очередной раз будет невероятный Тимофей Трибунцев. А я играю супервампира.

– То есть злодея?

– А вот непонятно! Злодей ли лев, который ест антилопу? Он же просто хищник, это его способ есть еду. Почему-то нас странно учили в детстве: хищники – плохие, опасные, а травоядные – добрые, страдают от злых хищников. А потом ты вырастаешь и понимаешь: во-первых, у хищника из десяти попыток кого-то поймать срабатывает одна, и, чтобы выживать, им нужно быть хорошим менеджером энергии. Не рассчитаешь силы – умрешь от голода. Чтобы просто поддерживать жизнь, хищникам надо очень много работать. А травоядные ходят огромным стадом и просто жрут то, что у них под ногами. И пока они в стаде – никакой хищник им не угрожает. Так вот, я супервампир, хищник, поэтому тоже вынужден страдать.

– «ФГУП ЛУЧ» – это что-то вроде «Ночного дозора»? История про паранормальную полицию?

– Я надеюсь, что это будет смешнее, современнее, и поэтому лучше.

Еще очень жду сериалы «Тоннель» и «Маяк». В «Маяке» мы застаем одну семью в трудную для них пору – я играю отца, который пытается всех собрать и как-то попробовать выжить, а не помирать. «Тоннель» – криминальный триллер про небольшой городок на границе с Финляндией, в котором вдруг появляются контрабандисты.

– Наш традиционный вопрос. У вас есть в Москве свои места, куда вы возвращаетесь, когда нужно подзарядиться?

– Когда у меня плохое настроение, я иду домой и стараюсь как можно больше лежать в кровати. Вообще всю свою жизнь я стараюсь устроить так, чтобы иметь возможность как можно чаще и как можно дольше лежать в кровати. Отдыхать, ничего не делать, читать, смотреть что-то на телевизоре или на компьютере. Часто бывает, что мы с семьей садимся в машину и едем в какие-то районы Москвы, где никогда не были. Я был почти везде, но еще остались неразведанные места. Вот, например, однажды летом заехали в Курьяново. Там находятся очистные сооружения, поэтому там всегда пахнет и жить там, наверное, трудно, – но вот сам район выглядит приятно: аккуратные домики, таунхаусы.

– Вы сразу поняли, что в Москве на своем месте? Или на это потребовались годы?

– Я всегда знал, что мне надо жить в Москве, – и с первых дней был рад, что живу именно здесь. Когда закончилась адаптация? Наверное, когда пропало ощущение, что метро – это как телепортация. Тебе до встречи осталось 20 минут, до станции идти – 15, и ты думаешь: «Главное – добраться до метро, и вот ты уже почти на месте». Что, конечно, неправда – только от «Алтуфьево» до «Пражской» нужно ехать где-то час. Вот когда ты начинаешь учитывать время поездки в метро – значит, освоился. А максимальная адаптация – когда перешел только на наземный транспорт и используешь проверенные маршруты.

– Были какие-то особенно необычные места съемок в Москве?

– Я очень люблю картинг и лет 20 назад приезжал кататься на картодроме у «Аннино» в Южном Чертаново. И часто ездил мимо него. А пару-тройку лет назад мы там снимали фильм «Кентавр» – и теперь это просто заброшенное здание, катакомбы. Я ходил и смотрел: где была трасса, что от нее осталось. В общем, было грустно. Еще была очень холодная весна, а внутри оказалось даже холоднее, чем на улице.

– Одна из главных локаций «Хирурга» – колоритное гетто в красивом, но заброшенном квартале. Это вы где снимали?

– А это снимали прямо в центре, в Хамовниках, в комплексе общежитий Института красной профессуры. Это памятник конструктивизма, поэтому его нельзя сносить, сейчас собираются реконструировать. Но мы успели отснять до того, как его закрыли и вокруг поставили непроходимый забор. Там давно уже никто не жил – и было интересно просто ходить по выселенному зданию. В одной комнатке – крашеные стены, в другой – синие обои с цветочками. Следы чьей-то жизни.

Биография

Сергей Гилев родился 12 октября 1979 г. в Ижевске. Учился в Ижевской сельхозакадемии, на журфаке РГГУ и в Школе драмы Германа Сидакова. Первый успех пришел после сериала «Чики» в 2020 г., с тех пор снялся в более 50 проектах. Среди самых значимых – «Пассажиры», «13-я клиническая. Начало», «Фишер», «Пищеблок», «Хрустальный», «Актрисы», «Кентавр» и т. д.

Самое популярное
Свободное время
Цирк, балет и много волшебства: как порадовать малыша в Новый год
Праздничные елки для самых юных зрителей
Свободное время
Елка для взрослых и царские куклы: куда пойти в выходные 6–7 декабря
Только интересные события в Москве
Культурный город
Геометрическое наследие: в Дохе открылся музей Макбула Фиды Хусейна
Проект индийского архитектора Мартанда Хосла основан на эскизе самого художника
Другие города
Архитектура, дизайн и урбанистика: главные события декабря
Отраслевые конференции и выставки в России и за рубежом
Другие города / Интервью
Надежда Замятина: «Если долго жил на Севере, на юг лучше уже не переезжать»
Директор Центра арктической и северной урбанистики – о жизни городов за полярным кругом
Наш город
Без колебаний: в столичном регионе сохранится аномально высокая температура
Превышение над климатической нормой составит пять градусов
Городская недвижимость
Стратегический актив: как репутация помогает девелоперам увеличить продажи
Почему авторитет бренда прямым образом влияет на рыночные позиции
Другие города
Архитектурный дайджест: греческая пивоварня, дом из пикселей и китайцы в Венеции
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Другие города
Чудо на льду: в каких городах работают самые атмосферные катки мира
Площадки для популярного развлечения становятся яркими точками притяжения в зимних мегаполисах
Городская недвижимость
Портфель для инвестора: вложения в какую недвижимость принесут стабильный доход
Как защитить и приумножить свой капитал
Городская недвижимость
Курс на стабилизацию: рынок недвижимости адаптируется к новым условиям
Господдержка пока остается ключевым фактором устойчивости отрасли
Наш город
Человекоцентричный город
Почему интересы жителей должны определять развитие среды
Свободное время
Финал «Очень странных дел», продолжение Fallout и еще пять новых сериалов
Что смотреть на стримингах в конце осени и начале зимы
Культурный город
Глазами Дмитрия Донского: на Куликовом поле создадут новый музей
Исторический комплекс появится в Тульской области к 650-летию легендарной битвы
Городская недвижимость / Интервью
Недвижимость как медиапродукт: как вернуть сотрудников в офисы
Представители ВЭБ Центра – о перезагрузке деловых зданий и их неочевидных функциях