Формула счастья

Как семья, работа и город влияют на жизнь россиян

Две трети россиян довольны своей жизнью и считают себя счастливыми, показывают данные серии совместных исследований «Яков и Партнеры» и Ромир. По словам респондентов, наиболее значимыми факторами счастья являются семья и дети. Причем официально зарегистрированный брак оказывает более значимое влияние на уровень счастья, чем просто совместное проживание (68% против 59% опрошенных). Число детей также играет важную роль: с каждым следующим ребенком ощущение счастья возрастает. Здоровье, конечно, также является важным фактором.

При этом работа, которая интересна и приносит пользу обществу, также благоприятно влияет на уровень удовлетворенности своей жизнью. Так, счастье значительно возрастает, если человек воспринимает свою деятельность как имеющую смысл и пользу для общества. Еще более значимым становится ощущение самореализации, если это собственное дело, независимо от его масштаба: 76% предпринимателей в целом считают себя счастливыми.

Уровень дохода на первый взгляд должен входить в число ключевых «счастливых» факторов. Но между этим показателем и счастьем нет прямой корреляции: как самые бедные, так и самые обеспеченные респонденты могут быть как счастливыми, так и несчастными в равной степени. Куда важнее ощущение того, что денег достаточно и их хватит в будущем: 27% россиян не хватает для счастья финансовой стабильности.

Регулярные выходы из дома – храм, спортзал или на любимое хобби – также оказывают влияние на счастье, что подчеркивает значимость социального взаимодействия. Любопытно, что место проживания также имеет немаловажное значение: 68% респондентов сообщают, что счастливы, если живут в собственном жилье, в отличие от 56% тех, кто его арендует.

Это говорит о том, что жизнь в любимом городе все же способствует счастью, хотя трудно точно сказать, что является причиной: счастье от любви к городу или любовь к городу из-за счастья в нем.

Более того, подавляющее большинство россиян привязаны к своим городам: 64% опрошенных отметили положительное отношение к месту проживания. При этом 79% респондентов хотят оставаться жить в том месте, где они находятся сейчас, что опровергает миф о массовом стремлении переехать в столицы: лишь 21% респондентов выражает такое желание. При этом Москва и Санкт-Петербург уже, похоже, приближаются к идеалу города: только 9% респондентов хотят уехать из них.

Причем, судя по ответам респондентов, любовь к городу напрямую связана с субъективным ощущением счастья. 77% респондентов, которые любят свое текущее место проживания, считают себя счастливыми. Для сравнения: среди тех, кто не любит свое место проживания, доля счастливых лишь 36%.

Большинство опрошенных отметили, что основными причинами любви к своему городу являются удобство, включая магазины в шаговой доступности, цифровые сервисы, а также рестораны и парки. Две трети респондентов отметили как причину любви к своему городу, что там у них есть родные и близкие. А основные факторы, которые коррелируют с ответами «чувствую себя счастливым», – это гордость историей, возможность профессиональной реализации, чувство безопасности, возможности для отдыха и возможности для трудоустройства. 

Наконец, есть и «добавка к счастью» от любимых покупок. Около 47% часто или иногда ходят за покупками, чтобы почувствовать себя счастливее. При этом 55% всех покупателей подтверждают (вне зависимости от пола и места жительства), что эмоциональный эффект от шопинга длится долго. Большинство получают наибольшее удовольствие не от брендов или мест покупки, а от определенных типов товаров, и этот тренд универсален по полу (64% мужчин и 61% женщин), доходу и месту жительства. Универсальная и доступная категория – источник счастья – это продукты питания (46% у всех), затем идет одежда и обувь, а дальше предпочтения разделяются: женщины предпочитают косметику и ювелирные изделия, а мужчины – автотовары и электронику. 

Таким образом, на основе наших исследований можно выделить следующую формулу счастья: счастье = семья + дети + здоровье + работа, которая интересна и приносит пользу обществу, + регулярные выходы в общество + любимый город + иногда покупки для удовольствия.

Эта формула отражает ключевые элементы, которые значительно влияют на ощущение счастья, и она актуальна для всех поколений, мест проживания и уровней достатка. Семья и работа остаются важнейшими составляющими счастья. При этом для молодежи, как и для более старших поколений, высока важность ощущения смысла и пользы в своей работе Самореализация, карьерный рост и признание играют значительную роль для части респондентов, но остаются скорее добавками, чем основными составляющими формулы счастья.

Трудоустройство и возможности для карьерного роста являются важнейшими аспектами для 64%, мечтающих о переезде в другой город. Для молодежи это становится приоритетным фактором. Например, в возрасте 18–24 года респонденты настаивают на эффективной транспортной сети и хороших возможностях для трудоустройства. При этом развитая инфраструктура для досуга, включая современные общественные пространства, также играет важную роль (в 73% случаев).

Разница между текущим местом проживания и городом мечты особенно заметна по транспортной сети, где 67% респондентов мечтают о городе с более развитой инфраструктурой, в отличие от 17%, которые считают, что их текущий город полностью удовлетворяет эти потребности. Возможности трудоустройства также выделяются: 64% респондентов хотели бы видеть больше рабочих мест и карьерных возможностей в городе мечты по сравнению с 16% в их нынешнем городе.

Чтобы сделать жителей счастливее, удержать их в регионе или привлечь новых, региональным администрациям и бизнесу стоит работать в комплексе по двум направлениям. Во-первых, это создание привлекательных рабочих мест и стимулирование экономической активности. Во-вторых, это улучшение качества жизни, в том числе транспортной сети и общественных пространств. Города, которые смогут предложить и хорошие рабочие места, и удобный транспорт, и качественные общественные пространства, смогут не только удержать молодежь, но и повысить общий уровень счастья своих жителей.

Самое популярное
Свободное время
Цирк, балет и много волшебства: как порадовать малыша в Новый год
Праздничные елки для самых юных зрителей
Свободное время
Елка для взрослых и царские куклы: куда пойти в выходные 6–7 декабря
Только интересные события в Москве
Культурный город
Геометрическое наследие: в Дохе открылся музей Макбула Фиды Хусейна
Проект индийского архитектора Мартанда Хосла основан на эскизе самого художника
Другие города
Архитектура, дизайн и урбанистика: главные события декабря
Отраслевые конференции и выставки в России и за рубежом
Другие города / Интервью
Надежда Замятина: «Если долго жил на Севере, на юг лучше уже не переезжать»
Директор Центра арктической и северной урбанистики – о жизни городов за полярным кругом
Наш город
Без колебаний: в столичном регионе сохранится аномально высокая температура
Превышение над климатической нормой составит пять градусов
Городская недвижимость
Стратегический актив: как репутация помогает девелоперам увеличить продажи
Почему авторитет бренда прямым образом влияет на рыночные позиции
Другие города
Архитектурный дайджест: греческая пивоварня, дом из пикселей и китайцы в Венеции
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Другие города
Чудо на льду: в каких городах работают самые атмосферные катки мира
Площадки для популярного развлечения становятся яркими точками притяжения в зимних мегаполисах
Городская недвижимость
Портфель для инвестора: вложения в какую недвижимость принесут стабильный доход
Как защитить и приумножить свой капитал
Городская недвижимость
Курс на стабилизацию: рынок недвижимости адаптируется к новым условиям
Господдержка пока остается ключевым фактором устойчивости отрасли
Наш город
Человекоцентричный город
Почему интересы жителей должны определять развитие среды
Свободное время
Финал «Очень странных дел», продолжение Fallout и еще пять новых сериалов
Что смотреть на стримингах в конце осени и начале зимы
Культурный город
Глазами Дмитрия Донского: на Куликовом поле создадут новый музей
Исторический комплекс появится в Тульской области к 650-летию легендарной битвы
Городская недвижимость / Интервью
Недвижимость как медиапродукт: как вернуть сотрудников в офисы
Представители ВЭБ Центра – о перезагрузке деловых зданий и их неочевидных функциях