Бизнес и банки рассказали об адаптации к реалиям работы на внешних рынках
Ключевыми вызовами становятся международные расчеты, поиск надежных партнеров и логистикаВ условиях санкций главным навыком для бизнеса в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) становится умение адаптироваться к изменяющимся условиям – находить новые безопасные инструменты международных расчетов, проверять контрагентов и следить за законодательными изменениями. К таким выводам пришли участники конференции «Ведомостей» при поддержке ВТБ «Международный бизнес: вызовы, тренды и возможности».
Начальник управления «Внешнеэкономическая деятельность», вице-президент ВТБ Нина Чаплинская в ходе сессии «Новые реалии ВЭД» рассказала о ключевых трендах, особенностях, рисках ВЭД и поделилась с участниками лайфхаками ведения зарубежного бизнеса. Она отметила, что сейчас на рынке используются различные варианты расчетов с зарубежными партнерами, которые отличаются не только процессом, участниками, документооборотом, но и степенью риска.
По словам спикера, ВТБ в первую очередь рекомендует российским компаниям использовать именно прямые переводы через безопасную закрытую инфраструктуру в контуре банка. В таком случае клиент сохраняет полный контроль над своими средствами вплоть до момента зачисления на счет зарубежного контрагента, может отследить статус платежа через онлайн-трекинг и даже отозвать его «по кнопке» при необходимости. Эксперт добавила, что такой вид расчетов не требует внесения изменений и дополнений в контракт, ввода посредников в сделку. Это позволяет компании остаться ее полноправной стороной и не зависеть от агентов.
Законные ограничения
По результатам опроса в числе основных сложностей в ведении ВЭД участники конференции выделили поставки грузов. При этом таможенные органы стараются помочь в их преодолении, заверила в ходе своего выступления на сессии «Новые реалии ВЭД» заместитель начальника службы федеральных таможенных доходов Северо-западного таможенного управления Екатерина Ладынина. По ее словам, упрощение и ускорение процедур ставится «во главу угла» среди основных задач службы.
Доля поступлений в федеральный бюджет от таможенных платежей сейчас значительно ниже, чем раньше, когда она доходила до 57% от их общего объема. Государство не ставит перед ФТС «безумных планов» по собираемости, подчеркнула она. По итогам 2024 г. таможенные органы перечислили в федеральный бюджет 7,4 трлн руб., что составляет 20% от общей суммы поступлений (36,7 трлн), сообщал в марте глава ФТС Валерий Пикалев.
При этом участникам ВЭД не нужно забывать, что таможенные службы не могут действовать в их интересах без соответствующей нормы закона, отметила Ладынина. Она напомнила, что в 2022 г. была расширена возможность беспошлинного ввоза различных категорий товаров, которая обошлась бюджету в 1,3 трлн руб.
Кроме того, уже три года действуют упрощенные правила ввоза импорта, которые были продлены до сентября 2026 г. Они позволяют не предоставлять таможенным органам сертификаты соответствия запасных частей для ремонта ранее выпущенной в России готовой продукции, комплектующих, компонентов, сырья, а также единичных экземпляров товаров для собственного использования декларантом. В отношении остальных групп иностранной продукции действует другой порядок: декларант не должен предоставлять оригинал документа об оценке соответствия или доверенность на его использование и вместо этого может воспользоваться разрешительным документом, полученным другим заявителем на аналогичный товар.
Такое регулирование позволяет бизнесу «работать более комфортно», при этом параллельно сокращаются категории товаров, к которым оно применимо, признала Ладынина. Ограничения на протяжении последних нескольких лет последовательно вводит Минпромторг, увеличивая перечень товаров, к которым не может применяться упрощенный порядок. Например, в приказ № 3898 от 14.09.2022 министерство включило 20 категорий продукции, среди которых машины и оборудование, отделочные материалы, посуда, детские товары и др. Последние исключения содержит приказ Минпромторга № 1579 от 2.04.2025, который запрещает применять упрощенный порядок к бытовой технике и электронике, игрушкам и играм, лабораторному оборудованию, мебели, текстилю и одежде, строительным материалам и т. д.
Отдельное направление поддержки бизнеса связано с легализацией «параллельного импорта», напомнила Ладынина. При этом, несмотря на введение этой меры, таможенные органы применяют ряд своих наработок для выявления контрафакта, что позволяет минимизировать долю таких товаров, подчеркнула она.
Работа с Китаем
Ключевым партнером России во внешнеэкономической деятельности остается Китай, товарооборот с которым, по данным Главного таможенного управления (ГТУ) КНР, в январе–августе достиг $143,76 млрд. Особенность этой страны – активное вовлечение регулятора в деятельность банков и экспортеров, подчеркнула эксперт из ВТБ. Кроме того, вице-президент ВТБ отметила высокую волатильность юаня, что влечет за собой валютный риск.
Представитель ВТБ напомнила, что филиал банка в Шанхае позволяет проводить прямые расчеты без посредников. По ее словам, для работы с Китаем бизнесу доступна экосистема ВЭД ВТБ, которая предполагает полное сопровождение сделки на каждом этапе – от поиска партнера и экспертизы контракта до логистики, котировки юаня в режиме реального времени, защиты от валютных рисков и бесплатного сопровождения от профессионалов на русском, английском и китайском языках.
В условиях быстрых изменений и перестраивания торговых отношений между странами мира России и Китаю важно не только поддерживать, но и активно наращивать взаимодействие, уверен генеральный директор Российско-китайского бизнес-парка Чэнь Чжиган. По его словам, доля китайских инвестиций в российские рынки ежегодно не превышает 2%.
При этом растет не только объем взаимной торговли между Россией и Китаем, но и реальный спрос, добавил Чжиган. «Мы открыли совместный российско-китайский бизнес-парк в Калининграде, зарубежный склад, хаб-парк. Мы выкупили таможенный терминал рядом с границей Польши», – отметил он.
Кроме того, китайские предприниматели открыли постоянный выставочный зал в китайском культурном центре в Санкт-Петербурге, где размещены секции с товарами, произведенными в Китае и России. Другой успешный проект – российские мини-экспортные центры, где представлена продукция со всей страны, продолжил Чжиган. Он также подчеркнул, что развитие культурных связей между странами не менее важно, чем укрепление бизнес-партнерства.
Своим опытом вывода российской продукции на китайский рынок в ходе выступления на кейс-сессии поделилась директор по развитию бизнеса в КНР компании Splat Global Алена Абрамова. Китайские потребители в настоящее время гораздо чаще совершают покупки в онлайн-магазинах, которые трансформировали традиционную торговую офлайн-модель. В этих условиях контент влиятельных блогеров представляет наиболее эффективный канал продаж. В стране высокий уровень доверия к продвижению товаров через лайвстриминг, блогеров, образы из анимационных фильмов, кино и популярной культуры, отметила Абрамова. При этом китайский потребитель сочетает импульсивность при единичных покупках и рациональность, когда конкретные товары закупаются большими партиями для экономии. Поэтому Абрамова рекомендует увеличивать out of pocket – сумму, которую покупатель готов заплатить за один заказ, и предлагать наборы из двух и более штук.
Еще одна особенность местных потребителей – повышенное внимание к качеству ингредиентов и товара в целом. «[Для работы в Китае] продукт должен пройти обязательную регистрацию и иметь все необходимые сертификаты соответствия и качества, оформленные именно в соответствии с местными требованиями закона», – подчеркнула Абрамова. По ее мнению, оформляя карточки товаров в магазинах электронной торговли, крайне важно прикладывать все подтверждения клинических исследований и прочие документы, которые доказывают безопасность и эффективность продукции.
Кроме того, российским предпринимателям необходимо учитывать и некоторые риски при выводе своей продукции на китайский рынок, подчеркнула Абрамова. Она поделилась историей о том, как в 2018 г. компания планировала запустить в КНР продажу пенного ополаскивателя. У этого товара, по словам спикера, на тот момент не было аналогов на рынке Китая. Поэтому местный партнер был им очарован и разместил заказ на производство одного миллиона единиц продукции, однако заказ так и не был выкуплен. Оказалось, что параллельно партнер изготовил свой продукт всего через три месяца после встречи. Поэтому при выходе на этот рынок обязательно необходимо консультироваться с юридическими агентствами, которые помогут защититься от подобных действий, считает Абрамова.
Тщательную проверку контрагентов рекомендует и вице-президент ВТБ. По ее словам, участникам ВЭД важно детально прописывать условия контрактов, избегать стопроцентного аванса, страховать валютные риски, работать с надежными агентами и увязывать условия расчетов с поставкой товара.