Зачем Officine Panerai потребовался дизайнер интерьеров

Часовой салон SIHH, что ежегодно проходит в Женеве, – это не только смотр новинок от именитых брендов, это еще и демонстрация ими визуального образа марки. Ее философии, истории, эстетики, которые должны быть выражены в дизайне павильона. Поэтому к образу последнего любой участник салона подходит очень продуманно.
Автором павильона флорентийского часового бренда Officine Panerai в нынешнем году стала Патрисия Уркиола, индустриальный дизайнер с мировым именем. Уроженка Испании, она сначала изучала архитектуру в мадридском политехническом институте, а затем и в миланском.
Именно в Италии Уркиола получила неоценимый опыт работы с великими мастерами дизайна Акилле Кастильони и Вико Маджистретти, а в 2001 году открыла в Милане собственную студию и сама со временем стала частью понятия «Made in Italy».
Сегодня в портфолио Уркиолы проекты с такими крупнейшими брендами, как Kartell и Cassina, Glas Italia и Ketall, Ferrari и Mondadori, Gianvito Rossi и Louis Vuitton.





И вот теперь к этому внушительному списку добавился проект с Officine Panerai. Конечно, выбор Уркиолы в качестве автора павильона бренда на SIHH был не случаен – это далеко не первый опыт сотрудничества Уркиолы и Panerai, а скорее логичное продолжение их многолетнего союза.
А сложился этот союз Panerai и дизайнера еще семь лет назад, в 2011 году, когда Патриция выступила консультантом при создании выставки O’Clock – time design, design time, посвященной взаимосвязи между временем и дизайном в контексте современного искусства.
Эта спонсируемая Officine Panerai экспозиция была сначала показана в музее La Triennale di Milano в Милане, затем в CAFA Art Museum в Пекине, а в прошлом году снова вернулась в Милан, где была продемонстрирована в рамках триеналле.
К тому же Уркиола придумала инсталляцию, посвященную дизайну часов Officine Panerai, и попала в десятку.
Ее графика, проектирование, оформление настолько отвечали философии Officine Panerai, что генеральный директор бренда Анжело Бонати решил доверить ей более почетную задачу.
И поручил Уркиоле разработку концепции своих флагманских бутиков, которая была явлена миру в 2014 и 2015 годах сначала в родной Флоренции, а затем в Гонконге, Майами, Нью-Йорке и Париже – всего пять проектов, имеющих особое стратегическое значение для Officine Panerai.
По большому счету, в основе сотрудничества часового бренда и дизайнера лежат дружба, взаимопонимание и уважение к талантам друг друга.
«Еще во время подготовки выставок мы с Анжело присматривались к стилю работы, ко вкусам, к процессу принятия решений, и все – возникла симпатия. Анжело объяснил, что ему хотелось бы явственно, но элегантно выразить в дизайне то, что Officine Panerai неразрывно связан с морем, – рассказывает Уркиола. – А я обожаю, когда у проекта есть крепкая связь с чем-то значимым из прошлого».
«Разработка нового ритейл-концепта от Патриции стала непростой задачей для всех нас, – рассказывает в свою очередь Бонати. – С одной стороны, люксовый бренд с его милитаристским прошлым, которое мы всегда подаем под особым углом, опираясь на ценности и эстетические коды, классические в своей простоте; с другой стороны, эклектичный дизайнер, славящийся безудержной креативностью, которая проявляется в любви Патрисии к цвету и форме и в способности удивлять. Впрочем, к тому моменту мы уже нашли общие точки соприкосновения – строгость исполнения, созвучность историческим ценностям, стремление к совершенству. А еще мы любим дизайн как таковой и хотели бы, чтобы в нем узнавался и бренд, и стиль Уркиолы».
В реальности образ каждого из пяти флагманских бутиков Уркиола разрабатывала с учетом специфических особенностей месторасположения, а также исторической среды.
Поэтому в дизайне интерьеров обязательно встречаются элементы, связанные с морской стихией, которая всегда играла для флорентийского бренда особую роль – благодаря созданию измерительных приборов для Королевских ВМС Италии в 1930-х и 1940-х годах и появились первые часы Officine Panerai.

Также дизайнер переосмыслила эстетические коды и особенности технического производства часовой компании. Они нашли свое отражение в элегантных и лаконичных пространствах из мрамора, бронзы, меди и дерева. Панели из волнистого стекла напоминают изгиб морских волн, а удлиненные окна и вытянутые люстры, вдохновленные своеобразием глубоководного мира, возвращают к истокам марки.
Еще один часто повторяющийся элемент – это латунь, металл, исторически привязанный к корабельному делу. Теперь уже во всех 140 магазинах Officine Panerai по миру он используется для оформления светильников и столешниц, а в историческом бутике бренда во Флоренции стойка администрации украшена многочисленными колоннообразными элементами из состаренной латуни.
Лестница из подобных многочисленных «труб» из бронзы объединяет пространство бутика в Милане.
Интересно, что в нем Уркиола использует в качестве отделки стен дуб, а во флорентийском бутике это древесина грецкого ореха – из нее выполнены столешницы и кессонный потолок.
Если в Милане переступающий порог изучает часы, переходя по мрамору Calacatta Luccicoso, то во Флоренции пол украшает Cotto Fiorentino – терракотовая плитка, характерная для местных архитектурных традиций.
Оригинальные решения нашла Уркиола и для создания стенда бренда на SIHH 2018, который был признан один из самых креативных. Его внешняя стена была создана из особого стекла с эффектом ряби на поверхности моря, деревянный пол имел будто бы трещины, как это бывает на яхте.
Внутри в нескольких комнатах и залах павильона Патрисия с помощью имитирующей дерево фактурной ткани на стенах и патинированных бронзовых и медных элементов создала иллюзию нахождения на корабле из дерева, но не нарочито, а на уровне ощущений.
«Дизайнерские решения Патрисии Уркиолы – индивидуальные для каждого бутика детали и объединяющие их элементы – прекрасно передают философию компании: они сочетают в себе современные веяния и традиции, прошлое и будущее, дизайн и техническую экспертизу – эти же качества присущи и часам Officine Panerai» – так оценил работу Уркиолы Анжело Бонати.