Листая страницы: как стать героем календаря Pirelli

Лучшие кадры из «жизни» знаменитого эротического и культурного феномена ХХ столетия

О чем вы думаете в первую очередь когда слышите это название – Pirelli? Далеко не у всех оно ассоциируется с итальянским производителем шин. Зато многие отлично знают ежегодный календарь Pirelli, который в одноименной компании решили выпускать в 1964 году. С тех пор The Cal, как его коротко называют знатоки, превратился в культурный феномен на стыке искусства фотографии, моды, стиля и мира знаменитостей.

И вот в 2021 году календарь не будет издан. Такое заявление в штаб-квартире сделали еще в конце марта, на фоне бушующей в Италии эпидемии коронавируса. Вместо этого в Pirelli решили выделить 100 000 евро на исследования, направленные на борьбу с COVID-19.

«Беспрецедентная чрезвычайная ситуация, в которой оказался сегодня весь мир, вынудила нас отменить выход календаря, – сказал в официальном заявлении Марко Тронкетти Провера, вице-президент и исполнительный директор Pirelli. – Мы вернемся к проекту, как только наступит правильный момент, вместе с той же командой, которая начала работу над будущим календарем». Кто должен был стать фотографом и героями The Cal в 2021-м, так и не было объявлено, так что интрига сохраняется как минимум еще целый год.

Как подчеркнул Провера, это всего третий случай в истории, когда выпуск календаря отменяли по субъективным причинам. Он не выходил в 1967-м, а после – с 1975 по 1983 год на фоне нефтяного кризиса и стагнации в автомобильной индустрии.

Пятьдесят шесть лет назад премьерный выпуск Pirelli снял Роберт Фриман, свежеиспеченный официальный фотограф группы The Beatles, и его двенадцать пронизанных духом свободы фотографий имели ошеломляющий успех и воодушевили руководство Pirelli продолжать инициативу.

Интересно, что изначально по задумке руководства компании календарь предназначался водителям-дальнобойщикам и автомеханикам, которые традиционно украшают кабины своих грузовиков и мастерские фотографиями красивых девушек, и даже должен был продаваться на автозаправочных станциях. Но буквально за несколько лет неожиданно превратился в тот самый культурный феномен и продукт самого высокого художественного уровня.

Этому немало способствовал глава Pirelli по связям с общественностью Роберт Ньюман, решивший развернуть в прессе масштабную пиар-компанию календаря на 1966 год. Ему действительно удалось превратить выход каждого нового выпуска в ожидаемое событие – этот высокий градус интереса к Pirelli только вырос за прошедшие полвека. Правда, пришлось пропустить календарь в 1967 году, но результат того стоил. Всего за несколько лет приглашение к съемке Pirelli стало для мировых фотографов и моделей вопросом престижа.

В разное время авторами Pirelli выступали действительно выдающиеся фотографы своего десятилетия Ричард Аведон, Артур Элгорт, Сара Мун, Брюс Вебер, Анни Лейбовиц, Херб Ритц, Питер Линдберг, Хельмут Ньютон, Ник Найт, Патрик Демаршелье, Марио Тестино, Карл Лагерфельд, Марио Соренти, и каждый из них создавал под эгидой Pirelli свой особенный художественный мир.

А уж список знаменитостей – топ-моделей, актрис, балерин, спортсменок, телеведущих, музыкантш, общественных активисток, а позже и мужчин тех же профессий, которые становились героями фотографических сюжетов календаря, может занять десятки страниц.

В 2021 году календарь не будет издан. Вместо этого Pirelli намерен выделить 100 000 евро на исследования, направленные на борьбу с COVID-19

Примечательно, что календарь в разное время являлся отражением настроений и социальных течений в обществе по мере того, как менялась роль женщины в нем. Именно на страницах Pirelli впервые появились темнокожие модели, впервые героинями стали женщины далеко не с идеальными модельными параметрами, впервые выступили «возрастные» модели – Софи Лорен снялась для обложки, когда ей было 73 года, а Патти Смит стала героиней календаря в свои 70 лет.

Другими словами, Pirelli во все времена показывал, как самые разные женщины могут быть одинаково прекрасны. Причем в любой социальной роли, которую им приходится играть, – «богини», матери (Наталья Водянова снималась в 2016 году для календаря с младенцем), музы или профессионала в той или иной области (танцовщицы и спортсменки часто позировали в действии/движении).

Став образчиком эротической фотографии и полем для экспериментов в ней, через объектив авторов Pirelli был то откровенен на грани, то полностью «одет». Так, в 2018 году фотограф Тим Уокер показал свою версию «Алисы в Стране чудес» – в этой костюмированной истории вообще нет обнаженной натуры – и продемонстрировал, что Pirelli может быть интересным и без эротического оттенка.

В нынешнем 2020 году в 47-м выпуске календаря Паоло Роверси снял историю «В поисках Джульетты» по мотивам трагедии Шекспира, в которой пытается найти героиню шекспировской драмы в каждой из своих моделей, – и в этом кинематографичном повествовании фотограф также сумел обойтись без откровенного эротического аспекта.

Словом, времена и нравы меняются, а The Cal неизменно остается их талантливым неповторимым отражением. В ожидании Pirelli 2022 года «Как потратить» решил вспомнить самые яркие кадры за всю историю Pirelli и заглянуть в закулисье двух хронологически последних календарей.