Getty images / Gallo images
Жизнь

Цена радости: как поколение Z переосмысляет новогодние траты

Getty images / Gallo images

Почему американские зумеры превратили рождественский шопинг в финансовую стратегию, а их российские сверстники избрали путь тихого бойкота традиций

А мериканский представитель поколения Z приближается к праздничному сезону с той же тихой прагматичностью, с какой полководец готовится к длительной зимней кампании. Согласно прогнозам, эта когорта станет главным исключением из правила об устойчивом потребительском спросе, планируя сократить праздничный бюджет более чем на треть — сильнее любой другой представитель демографической группы. Для зумеров праздники — больше не безусловный сезон излишеств, а череда трезвых калькуляций. Деньги, сэкономленные на подарках для других и семейных ужинах в ресторанах, не исчезают: они стратегически перенаправляются.

Феномен «селф-гифтинга» становится краеугольным камнем новой праздничной экономики. По данным WSJ, до 39% своего новогоднего и рождественского бюджета поколение Z тратит на подарки себе. Но это не просто каприз. В условиях высокой инфляции и экономической неопределенности такая покупка — акт самоутверждения и контроля. При этом, по данным опроса Deloitte, по сравнению с прошлым годом общий бюджет на подарки сократится на 34%. Основная причина — сильно выросшие цены и около 62% опрошенных зумеров уже выразили тревогу по поводу такого роста. Электронные гаджеты, качественная косметика, предметы для хобби — все, что работает на личный комфорт, рост или удовольствие, обретает приоритет над дорогими, но бессмысленными жестами в сторону родственников. При этом растет доля скромных подарков: handmade-вещей или подержанных товарам премиум-класса. 

По данным опроса, зумеры тратят на подарки себе до 39% своего новогоднего и рождественского бюджетаGetty images / Gallo images

По другую сторону Атлантики, российский зуммер существует в ином культурном ландшафте. Центральным зимним праздником здесь остается Новый Год — светская, но от этого не менее важная, традиция с обязательным атрибутом подарков. Однако реакция молодого поколения на нее разительно отличается. В то время как американские сверстники оптимизируют расходы, часть российских зумеров переосмысливает сам ритуал. Опросы показывают, что до 15% молодых людей в России не планируют отмечать праздник вовсе. Для тех, кто отмечает, ключевым становится не бюджет, а формат: тихий вечер дома, отказ от громких застолий и алкоголя — в угоду личному комфорту и здоровому образу жизни. 

Если американский зумер ищет ценность для себя, то российский — ищет полезность в принципе. Традиционное праздничное меню упрощается — даже бутерброды с икрой планируют лишь 30% опрошенной молодежи, а в подарках ценятся не эмоции, а функция. Однако в России эта практичность чаще направлена вовне, на выбор подарка для другого, а не внутрь, как в случае с «селф-гифтингом». Спонтанные праздничные траты уступают место планированию, появилась новая характерная для российского рынка черта — тактика выжидания больших распродаж, таких как «Черная пятница» для крупных покупок. 

В России для поколения Z Новый год становится не столько поводом для трат, сколько возможностью осознанно выстроить свои отношения с традицией и близкими.

По мнению Олега Городничего, главного редактора ориентированного на зумеров проекта «ВЕДы», молодое поколение действительно переосмысливает праздник через призму рациональности, заботы о ближнем и планирования. Их стремление к тихим камерным форматам празднования — закономерный виток в эволюции праздника.

Оба поколения смотрят на праздник не как на данность, а как на опцию. И их выбор — будь то покупка доли в Ethereum, или NFT подарка,  вместо поездки к родне или решение встретить бой курантов за книгой — является новым манифестом. Манифестом о том, что в мире нестабильности единственной настоящей роскошью становится право тратить свои ресурсы — деньги, время, внимание) исключительно в соответствии с личной системой ценностей. В этом — их главная праздничная инвестиция.

Павел Миронов

Читайте также