Французский автогонщик Жан Алези
Жизнь

Знаменитый автогонщик Жан Алези перешел на вино

Уйдя из «Формулы-1», пилот вложил средства в виноделие

А кционером знаменитого итальянского бренда пишущих инструментов Montegrappa Жан Алези стал несколько лет назад, купив 10% в компании, принадлежащей семье Акила. В качестве посла Montegrappa Алези и приехал в Россию (не забыв прихватить с собой несколько бутылок вина со своего виноградника). Поэтому наша беседа была приятной во всех отношениях.

Как вы занялись виноделием?

Жан Алези: Я родом из Авиньона, и когда закончил выступать в «Формуле-1», то позвонил своему отцу и сказал: «Папа, я хочу купить дом в окрестностях Авиньона». И он нашел дом на холме с прекрасным видом. Вокруг дома – 11 га земли, обнесенных стеной, из них 4 га – виноградники, там и до меня делали вино. Когда я увидел это, то сказал себе: «Интересно. Я пью вино, но не умею его делать, это не моя работа». Тогда мне представили человека, который занимался виноградником и делал вино. И я сказал ему: «Франция – страна очень требовательная к вину, и я не хочу, чтобы меня критиковали за это вино, поскольку это не моя работа; моя – гоняться на автомобилях». А он ответил: «Не беспокойтесь, будем делать очень хорошее вино – нужны лишь небольшие инвестиции, чтобы пересадить некоторые лозы, купить новые бочки».

В 2010 году Алези участвовал в гонках «24 часа Ле-Мана» за рулем Ferrari

В результате я сохранил всю команду, которая и раньше работала над вином. Мы делаем только один тип красного вина (это ассамбляж сортов винограда сира, гренаш и мурведр), производство невелико – в год выпускается от 12 до 14 тысяч бутылок. Продаем его в основном во Франции – большую часть в рестораны, экспортируем в Японию, Италию, США.

А почему вы не стали указывать на этикетке, что это вино от Жана Алези?

ЖА: У нас были большие дискуссии на этот счет в самом начале. Я ведь спортсмен, автогонщик. И если бы это была бутылка с оливковым маслом, на которой было бы написано «Жан Алези рекомендует», – никаких проблем. Но на бутылке с вином…

К тому же мы маленькие по сравнению с великими винами из Бордо и другими. (Смеется.) Поэтому я решил не сбивать людей с толку и лишь немного поменял этикетку на бутылке. Но на контрэтикетке есть мой автограф.

Расширять свой винодельческий бизнес не планируете?

ЖА: Нет, поскольку, как я уже говорил, виноградник обнесен стеной – это настоящий кло, вино и называется Clos de l’Hermitage, – так что просто некуда расширять посадки. Но я очень доволен тем, что мы делаем. И теми объемами производства, что у нас есть.

Какое ваше первое воспоминание о вине и какое вино произвело на вас самое сильное впечатление?

ЖА: Первое воспоминание – не о красном, а о белом вине. Это был Chateau d’Yquem. В те годы я совсем не пил алкоголя – разве что немного шампанского, – потому что сочетать алкоголь и тренировки было очень сложно. Но в тот раз на столе была фуа-гра, и мне сказали, что с фуа-гра нужно обязательно попробовать это исключительное вино. И когда я сделал первый глоток, это оказалось потрясающе, потому что мой мозг ожидал чего-то совершенно иного.

Я предпочитаю практичные вещи: вино нужно пить, на машинах – ездить, ручкой – писать

А самое сильное приключилось сравнительно недавно. Моему младшему сыну три года. Один из моих друзей купил шампанское с затонувшего корабля и пришел к нам в дом на его день рождения с бутылкой Heidsieck Monopole урожая 1906 года. Пробка была каучуковая, так что вино не должно было бы пострадать от контакта с морской водой. Но когда мой друг открыл бутылку, пробка вышла из горлышка без характерного для шампанского хлопка, а лишь с тихим шипением. Мы подумали: «Может, с вином все-таки что-то не так?» Друг разлил шампанское по бокалам – оно оказалось глубокого желтого цвета и почти без пузырьков. Но постепенно, по мере того как вино оживало в бокалах, пузырьки начали появляться и вскоре побежали вверх. Вино оказалось потрясающим!

У вас большой винный погреб?

ЖА: У меня есть серьезные вина – Petrus, Chateau d’Yquem, – но для того чтобы пить, а не для коллекции. Если мой друг спускается ко мне в погреб и говорит: «Давай выпьем вот это вино», я всегда говорю: «Давай».

Вы продолжаете путешествовать?

ЖА: Я никогда не переставал путешествовать, но сейчас, после подписания сделки с компанией Montegrappa, стал передвигаться по миру еще больше.

Почему вы решили стать акционером Montegrappa?

ЖА: Вся моя жизнь связана с автоспортом. Я боюсь покидать свою среду, не уверен, что на 100% готов к какой-то другой работе. Поэтому я никогда не хотел рисковать теми деньгами, что я заработал в гонках. Я не хочу отдавать свои деньги людям и не понимать, что они с ними сделают. Когда среди банков начались банкротства, я забрал все свои деньги и стал думать, что с ними делать.

И тут я познакомился с семьей Акила. Я итальянец, и мы все делаем семьей: мой агент – это мой брат, отец тоже нам помогает (он хранит в гараже мои гоночные машины, начиная с детского картинга)… В Montegrappa я встретил тот же семейный дух и сказал себе: «Они могут работать на меня, а я могу работать с ними». И, конечно, сам продукт мне очень понравился. Нет, мое сердце не стало принадлежать ручкам, но они все сделаны вручную – точно так же, как все делается в «Формуле-1». Когда я увидел, как делаются эти ручки, мне сразу пришло на ум сравнение с «Формулой-1»: точно так же есть инженер, ему ставится задача, и – оп! – продукт готов. Дизайн и инжиниринг – все то же самое.

Вы уже стали коллекционировать ручки?

ЖА: Коллекционировать – нет. Писать – да. (Смеется.)

У гендиректора Montblanc всегда в карманах пиджака минимум четыре новые ручки Montblanc. Сколько у вас с собой Montegrappa?

ЖА: Одна (достает шариковую ручку Montegrappa из кармана).

Почему шариковая, а не более престижная перьевая?

ЖА: Тот же самый подход, что с вином и с автомобилями (у меня есть небольшая коллекция): я предпочитаю практичные и разумные вещи, и мне не нужно то, чем я не буду пользоваться. Вино нужно пить, на машинах – ездить, ручкой – писать. Может, для офиса перьевая ручка хороша, но я не сижу в офисе.

Какие автомобили в вашей коллекции?

ЖА: Rolls-Royce 1924 года, Ferrari Dino 1974 года, Porsche 1954 года, Ferrari и Sauber из «Формулы-1», Lancia Delta Integrale, которая выигрывала ралли Корсики…

А для ежедневных поездок – Mercedes-Benz?

ЖА: Да, но я больше не получаю удовольствия от этого: слишком жесткий контроль скорости на дорогах. (Смеется.)

Фото: 2010 Elmo & Montegrappa; Bernard Asset (www.bernardasset.com)

Из архива «Как потратить»

Александр Губский

Читайте также