Денис фон Мекк с российской дореволюционной каской из своей коллекции
Жизнь

«Горячая» тема: что такое брандистика и почему она так популярна в мире

Из личного архива Д. фон Мекка

Изучаем коллекцию Дениса фон Мекка, которая включает 13 000 предметов пожарной тематики

П отомок семьи Чайковских и династии фон Мекк, Денис фон Мекк – независимый эксперт по оценке пожарных рисков, член многих международных пожарных ассоциаций. «Преклоняюсь перед благородством и мужеством пожарных», – признается он. Поэтому вряд ли стоит удивляться, что в его «пожарной» коллекции насчитывается более 13 000 предметов. 

«Основная моя деятельность в последние 10 лет – культурно-историко-просветительская, – рассказывает фон Мекк, – но при этом я уже 35 лет занимаюсь вопросами пожарной безопасности. И уже более 25 лет назад сформировалось мое хобби – коллекционирование предметов пожарной тематики. 

Пожарные каски Франции начала XIX в.Из личного архива Д. фон Мекка

Интерес к пожарному делу во мне живет неспроста. Мой прапрадед Николай Карлович фон Мекк – железнодорожник-строитель, благотворитель, являлся еще и почетным попечителем одной из пожарных команд. Ему даже был пожалован Наградной серебряный знак и похвальный лист приказом августейшего председателя Императорского пожарного общества Его Императорского Высочества великого князя Владимира Александровича.

Кстати, именно Николай Карлович обеспечил московскую пожарную охрану первыми автомобилями с высокими лестницами «Магирус», он был вообще очень увлечен передовыми технологиями.

Путешествуя по разным странам, я заходил в пожарные части, мне было любопытно, какие пожарные символы там приняты. В итоге я собрал более 5000 шевронов (нарукавных нашивок) из 75 стран мира. Дело в том, что в некоторых странах нашивки делают специально для каждого подразделения, вот почему их такое большое разнообразие. 

В коллекции сотни пожарных касокИз личного архива Д. фон Мекка

Потом я начал собирать пожарные марки, их в моей коллекции более 3000. Кстати, однажды купил пожарную марку в Сомали – и на ней был изображен наш российский пожарный! Полковник Чернышев, известный подвижник развития службы пожаротушения Москвы, был беззаветно предан своему делу. Так эта марка нас и познакомила. Позже Евгений Николаевич погиб при исполнении своих служебных обязанностей – спасая людей из огня – и был представлен к званию Героя России. 

Далее я переключился на значки и знаки. И постепенно добрался до пожарных касок.

В моей коллекции есть уникальные экспонаты. Например, самый дорогой – немецкий дыхательный аппарат Кёнига 1900 года. Это самое начало эры пожарной службы, тогда пожарного снабдили средством защиты дыхания и кожи лица и головы, чтобы была возможность входить в помещения с высокими температурами и спасать людей. 

Именной жетон В. К. фон МеккаИз личного архива Д. фон Мекка

Маска имеет патрубок, по нему подается воздух. По акустической трубке можно снаружи получать команды или информацию. Третья уникальная черта этого шлема-маски – можно подключить водяной патрубок с оросителем на макушке, и в этом случае вода покрывала пожарного конусом водяных капель, защищая от огня.

Некоторые пожарные каски очень необычны. Например, французские каски XIX века – очень красивые, c перьями, лошадиными хвостами или элементами медвежьей шкуры: все это съемные элементы, конечно, они украшали каски на парадах. 

Парады были значимой частью жизни пожарных, эта служба считалась самой показательной, самой нарядной. Когда в какой-то город приезжали высокие гости, их часто встречал пожарный парад и пожарный оркестр. Эта традиция подчеркивала, на мой взгляд, мирную, благородную миссию пожарной службы. Пожарных очень уважают, во многих странах они законодательно защищены от участия в каких-то политических событиях, потому что пожарный – человек, который спасает жизни. 

Маска аппарата КёнигаИз личного архива Д. фон Мекка

Есть и каски, уникальные по своему происхождению. Одна из них – австрийская каска с музыкальной лирой 1880-х годов – принадлежала члену пожарного оркестра. Вторая, с паровозом, – каска французской железнодорожной пожарной службы примерно 1895 года.

Мои предки – первостроители железных дорог России, поэтому эта каска – дорогой для меня экспонат. Третья, немецкая, – каска со встроенной лампочкой-фонариком – и она начала ХХ века!

Ящик со шлангами и мехамиИз личного архива Д. фон Мекка

Отечественных касок мало: почти все, что имело царскую символику – а это и элементы униформы, и отличительные и наградные знаки, – было уничтожено в советские времена. Это варварство, но такова была политическая ситуация. 

Есть в коллекции и пожарные награды. Их количество говорит о зрелости отношения общества к пожарной службе: чем их больше, тем больше страна уважает своих пожарных. Например, много разнообразных пожарных наград в Германии, Австрии, Швейцарии, Польше.

Сейчас моя коллекция насчитывает более 13 000 предметов. Я потратил на нее, думаю, порядка миллиона долларов, не считая самих поездок – на выставки, на сборы коллекционеров. 

Коллекция включает в себя исторические документыИз личного архива Д. фон Мекка

В других странах увлечение брандистикой более распространено, а вот у нас порой оно вызывает удивление даже среди служащих и ветеранов пожарной службы. 

Зато за рубежом пожарные охотно делились со мной знаниями и с удовольствием рассказывали о своих коллекциях – у кого-то это модели пожарных автомобилей, у кого-то – медали и так далее. 

В Италии, Германии, Франции, Швейцарии, США много таких коллекционеров, я знаком с не одной сотней из них. Много пожарных музеев, и частных в том числе. 

Юбилейный знак Московской пожарной охраны, 2004 г. (слева); ведомственная медаль МЧС «За отвагу на пожаре»Из личного архива Д. фон Мекка

Возможно, когда-то и у меня найдется время создать из коллекции музей. А пока я иногда выезжаю с экспонатами на разные мероприятия, как, например, день города, часть коллекции выставлена в музее МЧС на Пречистенке. Мне важно, чтобы мальчишки и девчонки примеряли все эти каски, фотографировались с ними, чтобы молодежь интересовалась такой благородной профессией, как пожарный. Если с детства глаз загорится, возможно, кто-то из ребят захочет связать свою жизнь с пожарной службой – наверное, для меня это главный результат моего хобби.

Пожарные открылись для меня как очень интересная каста населения нашей планеты. Это люди особенные. Они рождены, чтобы кому-то помочь. Да, это тяжелая работа. Но работают там настоящие фанаты, энтузиасты своего дела. Люди с пылающим сердцем. Работать пожарным, к тому же с риском для собственной жизни, может только тот, у кого к этому лежит душа. Я испытываю глубокую, искреннюю благодарность к людям этой профессии. И это чувство еще больше вдохновляет меня, подпитывая интерес к моему увлечению».

Д. фон Мекк на фоне пожарного автомобиля «Деннис» в музее пожарной техники в ПольшеИз личного архива Д. фон Мекка

Марина Лепина

Читайте также