Тренд-зона What’s New? In Decor
Деньги

Тренд – неосюрреализм, или чем запомнилась дизайн-выставка Maison & Objet 2025

Maison & Objet

От фантазийного отеля до скульптурной корейской мебели

Д ля многих ценителей дизайна и профессионалов индустрии рабочий год традиционно начинается в Париже: в январе проходит зимняя сессия одной из главных европейских интерьерных выставок Maison & Objet. Уже более 30 лет здесь демонстрируют новинки, определяют модные тренды и исследуют концептуальные темы, актуальные для современного дизайна. Чем же порадовала, удивила и вдохновила выставка в этом году?

Между реальностью и сном

Тема выставки в 2025 году обозначена как Sur/Reality – «Сюр/Реальность». Разработанная в сотрудничестве с агентством креативной стратегии Peclers Paris, она приурочена к 100-летию «Манифеста сюрреализма» Андре Бретона – ведь даже век спустя это художественное движение продолжает удивлять, провоцировать и вдохновлять, а влияние Магритта и Дали на современных авторов по-прежнему велико.

Фрагмент тренд-зоны What’s New? In RetailMaison & Objet

«Мы хотели исследовать сюрреализм через гораздо более современную призму... Эта способность возвращать чудо, бросать вызов статус-кво является невероятно богатой и плодородной почвой для воображения новых форм реальности», – объясняет Шарлотта Казальс, прогнозист трендов агентства Peclers Paris, которая приводит в пример успех фильма «Бедные-несчастные» режиссера Йоргоса Лантимоса. «Его мощные, фантастические эстетические коды основаны на искаженной реальности, которая одновременно странно знакома и восхитительно тревожит, – продолжает она. – Это искажение – долговечный творческий инструмент, порождающий реальности, менее связанные общественными условностями».

Три интерпретации этой главной тенденции демонстрируют визионерские тренд-зоны What’s New? («Что нового?»), над которыми работали кураторы Элизабет Лериш, Франсуа Делькло и Жюльен Себбан. Что же представляют собой эти зоны?

Коллекция Superfurniture, дизайн Hello Again, SelettiMaison & Objet

What’s New? In Decor – декоратор и эксперт по тенденциям Элизабет Лериш стала автором пространства What’s New? In Decor («Что нового? В декоре»), которое задумано вдохновляющим, мечтательным, экстравагантным и не лишенным юмора. Раскинувшийся на полу лабиринт, символизирующий бессознательное, вел в разные зоны инсталляции, которые предлагали взглянуть на привычные предметы под новым углом благодаря неожиданному взаимодействию масштабов и пропорций.

The Room of Dreams («Комната сновидений») – отсылка к Андре Бретону, автору «Манифеста сюрреализма», – говорила о важности воображения, слов и поэзии. Fantastic Forest («Фантастичес­кий лес») напоминал о необходимой нам связи с природой и ее тайнами. А Hypnotic Corridor («Гипнотический коридор») с причудливыми объектами и яркими полосами, искажающими перспективу, завораживал посетителей, заставляя переосмыслить их представления о самой реальности.

Обеденный стол Circulus, MalabarMaison & Objet

What’s New? In Retail – Франсуа Делькло, сценограф и глава агентства Un Nouvel Air, спроектировал тренд-зону What’s New? In Retail («Что нового? В ритейле») как концептуальный магазин, где товары сгруппированы по четырем темам: это Curiosity Cabinet («Кабинет редкостей»), Daydreams & Pleasure («Мечты и удовольствие»), Illusions («Иллюзии») и Natureculture («Природокультура»). 

Комод Snake, дизайнер Юбер д’АродесMaison & Objet

Принцип отбора предметов для инсталляции был простым: только ультракреативные вещи, которые удивляют, восхищают и привносят поэзию в повседневную жизнь. Все их отличает некая экстравагантность с точки зрения формы, материалов, цвета или же использования. Пространство также украсили три анимированные витрины, посвященные основным темам выставки: Sustainable («Устойчивость»), Museums («Музеи») и French Made («Сделано во Франции»). Готовые решения для ритейлеров куратор представил в «дизайн-баре», подсказанном фастфудом, а также выделил зону для лекций и презентаций.

Тренд-зона What’s New? In DecorMaison & Objet

What’s New? In Hospitality – свежий взгляд на сферу гостеприимства предложил дизайнер Жюльен Себбан, возглавляющий междисциплинарный коллектив Uchronia. Он стал автором тренд-зоны What’s New? In Hospitality («Что нового? В гостеприимстве»), которую интерпретировал как фантазийный отель с роскошной и расслабленной атмосферой, словно застывшей во времени. Hotel Uchronia площадью 200 кв. м задуман как пространство, где реальность полностью искажена. Даже сама его структура не создана с помощью жестких конструкций, а образована слоями ткани – мягкого и текучего материала. 

Тренд-зона What’s New? In HospitalityMaison & Objet

Снаружи отель представлял собой монолитный объем за красным, почти театральным занавесом. Внутри же посетителей ждала ударная доза цвета. Насыщенные, теплые тона от розового до терракоты позволили создать теплый, уютный и чувственный интерьер, способный, согласно задумке, вызвать эмоциональный отклик. 

Пространство куратор разделил на разные зоны, как в настоящем отеле: главная спальня, ванная комната, фитнес-зал, живой сад, курительная комната и спа-центр – все оформленные в духе тренда «Сюр/Реальность». Здесь был даже бар, олицетворяющий идею о круглосуточной работе отелей: продуманная система освещения и выбор палитры подчеркивали двойственность дня и ночи.

Женский взгляд

Фэй Тугуд, которую называют самой известной женщиной в британском дизайне, стала дизайнером 2025 года по версии Maison & Objet. На январской выставке она представила инсталляцию Womanifesto! (название образовано от слов «женщина» и «манифест») – своего рода путешествие в ее творческую вселенную. Пространство автор разделила на четыре зоны – как четыре «комнаты» в своей голове. Они посвящены рисунку, ландшафту, скульптуре и материалу – «столпам» исследований Фэй Тугуд, сфера интересов которой находился на пересечении искусства, моды и дизайна. По словам Тугуд, она всегда считала причиной своего междисциплинарного подхода отсутствие образования дизайнера, но пришла к мысли, что дело, возможно, также в том, что она женщина. Поэтому проект стал еще и размышлением, каково быть женщиной в индустрии, которой правят мужчины.

Инсталляция Womanifesto!Maison & Objet

Экспозицию составили библиотека любимых материалов дизайнера, арт-объекты в виде подсолнухов и внушительный архив работ – от ставшего культовым кресла Roly Poly 2014 года до коллекции Gummy, выпущенной в 2024 году. «Это мой womanifesto. Автопортрет мозга как художника. Мягкий. Сюрреалистичный. Чувственный. Сексуальный. Спонтанный. Выворачивающий наизнанку студию моего подсознания», – говорит Фэй Тугуд.

Коллекционный дизайн

Сегодня эксперты отмечают растущий интерес к коллекционному дизайну, которому на Maison & Objet была посвящена инсталляция Curatio. Куратор Томас Хаарман представил свою интерпретацию сюрреалистической темы: собрал предметы, способные выдерживать испытание временем. Согласно его замыслу, работы, не имеющие сами по себе утилитарной функции, взаимодействуют друг с другом в одном пространстве, создавая новые контексты и перспективы. Это взаимодействие побуждает к размышлениям о том, как форма и материал могут образовывать связи, вызывать эмоции и побуждать к переосмыслению привычных вещей.

Тренд-зона What’s New? In HospitalityMaison & Objet

Эстетика Азии

Премия Rising Talent Awards в 2025 году чествует семерых молодых дизайнеров из Южной Кореи. Их творческий почерк сочетает западные влияния и местное ремесленное наследие, отсюда предметы на стыке дизайна и искусства – одновременно футуристичные, минималистские и скульптурные. 

К примеру, Сисан Ли создает мебель и светильники – сочетая необработанные камни с промышленными стальными пластинами, дизайнер ищет баланс между природой и артефактом. А Ин Ёнхе, наоборот, экспрессивно работает с текстилем – делает мебель и арт-объекты, используя местные уникальные техники ручного шитья.

Работа дизайнера Ин ЁнхеMaison & Objet

Юлия Девятова

Читайте также