От фантазийного отеля до скульптурной корейской мебели
Д ля многих ценителей дизайна и профессионалов индустрии рабочий год традиционно начинается в Париже: в январе проходит зимняя сессия одной из главных европейских интерьерных выставок Maison & Objet. Уже более 30 лет здесь демонстрируют новинки, определяют модные тренды и исследуют концептуальные темы, актуальные для современного дизайна. Чем же порадовала, удивила и вдохновила выставка в этом году?
Между реальностью и сном
Тема выставки в 2025 году обозначена как Sur/Reality – «Сюр/Реальность». Разработанная в сотрудничестве с агентством креативной стратегии Peclers Paris, она приурочена к 100-летию «Манифеста сюрреализма» Андре Бретона – ведь даже век спустя это художественное движение продолжает удивлять, провоцировать и вдохновлять, а влияние Магритта и Дали на современных авторов по-прежнему велико.

«Мы хотели исследовать сюрреализм через гораздо более современную призму... Эта способность возвращать чудо, бросать вызов статус-кво является невероятно богатой и плодородной почвой для воображения новых форм реальности», – объясняет Шарлотта Казальс, прогнозист трендов агентства Peclers Paris, которая приводит в пример успех фильма «Бедные-несчастные» режиссера Йоргоса Лантимоса. «Его мощные, фантастические эстетические коды основаны на искаженной реальности, которая одновременно странно знакома и восхитительно тревожит, – продолжает она. – Это искажение – долговечный творческий инструмент, порождающий реальности, менее связанные общественными условностями».
Три интерпретации этой главной тенденции демонстрируют визионерские тренд-зоны What’s New? («Что нового?»), над которыми работали кураторы Элизабет Лериш, Франсуа Делькло и Жюльен Себбан. Что же представляют собой эти зоны?

What’s New? In Decor – декоратор и эксперт по тенденциям Элизабет Лериш стала автором пространства What’s New? In Decor («Что нового? В декоре»), которое задумано вдохновляющим, мечтательным, экстравагантным и не лишенным юмора. Раскинувшийся на полу лабиринт, символизирующий бессознательное, вел в разные зоны инсталляции, которые предлагали взглянуть на привычные предметы под новым углом благодаря неожиданному взаимодействию масштабов и пропорций.
The Room of Dreams («Комната сновидений») – отсылка к Андре Бретону, автору «Манифеста сюрреализма», – говорила о важности воображения, слов и поэзии. Fantastic Forest («Фантастический лес») напоминал о необходимой нам связи с природой и ее тайнами. А Hypnotic Corridor («Гипнотический коридор») с причудливыми объектами и яркими полосами, искажающими перспективу, завораживал посетителей, заставляя переосмыслить их представления о самой реальности.

What’s New? In Retail – Франсуа Делькло, сценограф и глава агентства Un Nouvel Air, спроектировал тренд-зону What’s New? In Retail («Что нового? В ритейле») как концептуальный магазин, где товары сгруппированы по четырем темам: это Curiosity Cabinet («Кабинет редкостей»), Daydreams & Pleasure («Мечты и удовольствие»), Illusions («Иллюзии») и Natureculture («Природокультура»).

Принцип отбора предметов для инсталляции был простым: только ультракреативные вещи, которые удивляют, восхищают и привносят поэзию в повседневную жизнь. Все их отличает некая экстравагантность с точки зрения формы, материалов, цвета или же использования. Пространство также украсили три анимированные витрины, посвященные основным темам выставки: Sustainable («Устойчивость»), Museums («Музеи») и French Made («Сделано во Франции»). Готовые решения для ритейлеров куратор представил в «дизайн-баре», подсказанном фастфудом, а также выделил зону для лекций и презентаций.

What’s New? In Hospitality – свежий взгляд на сферу гостеприимства предложил дизайнер Жюльен Себбан, возглавляющий междисциплинарный коллектив Uchronia. Он стал автором тренд-зоны What’s New? In Hospitality («Что нового? В гостеприимстве»), которую интерпретировал как фантазийный отель с роскошной и расслабленной атмосферой, словно застывшей во времени. Hotel Uchronia площадью 200 кв. м задуман как пространство, где реальность полностью искажена. Даже сама его структура не создана с помощью жестких конструкций, а образована слоями ткани – мягкого и текучего материала.

Снаружи отель представлял собой монолитный объем за красным, почти театральным занавесом. Внутри же посетителей ждала ударная доза цвета. Насыщенные, теплые тона от розового до терракоты позволили создать теплый, уютный и чувственный интерьер, способный, согласно задумке, вызвать эмоциональный отклик.
Пространство куратор разделил на разные зоны, как в настоящем отеле: главная спальня, ванная комната, фитнес-зал, живой сад, курительная комната и спа-центр – все оформленные в духе тренда «Сюр/Реальность». Здесь был даже бар, олицетворяющий идею о круглосуточной работе отелей: продуманная система освещения и выбор палитры подчеркивали двойственность дня и ночи.
Женский взгляд
Фэй Тугуд, которую называют самой известной женщиной в британском дизайне, стала дизайнером 2025 года по версии Maison & Objet. На январской выставке она представила инсталляцию Womanifesto! (название образовано от слов «женщина» и «манифест») – своего рода путешествие в ее творческую вселенную. Пространство автор разделила на четыре зоны – как четыре «комнаты» в своей голове. Они посвящены рисунку, ландшафту, скульптуре и материалу – «столпам» исследований Фэй Тугуд, сфера интересов которой находился на пересечении искусства, моды и дизайна. По словам Тугуд, она всегда считала причиной своего междисциплинарного подхода отсутствие образования дизайнера, но пришла к мысли, что дело, возможно, также в том, что она женщина. Поэтому проект стал еще и размышлением, каково быть женщиной в индустрии, которой правят мужчины.

Экспозицию составили библиотека любимых материалов дизайнера, арт-объекты в виде подсолнухов и внушительный архив работ – от ставшего культовым кресла Roly Poly 2014 года до коллекции Gummy, выпущенной в 2024 году. «Это мой womanifesto. Автопортрет мозга как художника. Мягкий. Сюрреалистичный. Чувственный. Сексуальный. Спонтанный. Выворачивающий наизнанку студию моего подсознания», – говорит Фэй Тугуд.
Коллекционный дизайн
Сегодня эксперты отмечают растущий интерес к коллекционному дизайну, которому на Maison & Objet была посвящена инсталляция Curatio. Куратор Томас Хаарман представил свою интерпретацию сюрреалистической темы: собрал предметы, способные выдерживать испытание временем. Согласно его замыслу, работы, не имеющие сами по себе утилитарной функции, взаимодействуют друг с другом в одном пространстве, создавая новые контексты и перспективы. Это взаимодействие побуждает к размышлениям о том, как форма и материал могут образовывать связи, вызывать эмоции и побуждать к переосмыслению привычных вещей.

Эстетика Азии
Премия Rising Talent Awards в 2025 году чествует семерых молодых дизайнеров из Южной Кореи. Их творческий почерк сочетает западные влияния и местное ремесленное наследие, отсюда предметы на стыке дизайна и искусства – одновременно футуристичные, минималистские и скульптурные.
К примеру, Сисан Ли создает мебель и светильники – сочетая необработанные камни с промышленными стальными пластинами, дизайнер ищет баланс между природой и артефактом. А Ин Ёнхе, наоборот, экспрессивно работает с текстилем – делает мебель и арт-объекты, используя местные уникальные техники ручного шитья.









