Что известно о бесценных экспонатах, украденных из главного французского музея
В се случилось ранним воскресным утром 19 октября 2025 года. В 9:30 по местному времени грабители – по данным полиции, всего их было четверо – поднялись по подъемнику, приставленному к балкону второго этажа со стороны реки Сены, разбили окно и проникли в выставочный зал Лувра. К тому моменту музей был открыт уже полчаса, так что там находились посетители. Никто из них не пострадал: преступники, по свидетельствам очевидцев, действовали спокойно, не паниковали и, более того, не были вооружены, не считая инструментов, с помощью которых они разбили сперва окно, а затем витрины, защищавшие – как оказалось, совсем не надежно – сокровища французской короны.

Действие происходило в так называемой галерее Аполлона – парадном зале, обретшим сохранившийся до наших дней пышный декор при ассоциировавшим себя с греческим богом «короле-солнце» Людовике XIV, а в 2020 году отреставрированном при поддержке Cartier. Французский ювелирный дом тогда выступил меценатом неспроста: после завершения реставрации именно в галерее Аполлона разместили входящие в собрание Лувра драгоценные шедевры.
Согласно первым информационным сообщениям, целью грабителей были украшения, принадлежавшие Наполеону Бонапарту и его первой жене Жозефине Богарне. Императорская пара действительно оставила богатое ювелирное наследие – после коронации в 1804 году они преобразили двор, подчеркивая величие Франции в том числе с помощью вопиющей роскоши и драгоценностей как ее обязательных атрибутов. Однако позже стало известно, что похищены вещи из коллекций других французских монархов.

Одной из них оказалась корона императрицы Евгении, жены Наполеона III. Регалия была создана придворными ювелирами в 1855 году из золота, бриллиантов и изумрудов – императорский заказ был приурочен к проходившей в том году в Париже Всемирной выставке. Корону нашли практически сразу буквально под окнами Лувра. По версии следствия, грабители выронили ее, покидая место преступления. Уже известно, что экспонат пострадал, но экспертам еще только предстоит оценить повреждения.
Другим драгоценностям из галереи Аполлона в каком-то смысле повезло меньше: в списке похищенного, обнародованном Министерством культуры Франции, значатся тиара, колье и серьги из сапфировой парюры королевы Марии-Амели и королевы Гортензии; изумрудные серьги и колье, принадлежавшие Марии-Луизе Австрийской, второй жене Наполеона Бонапарта; бриллиантовая брошь, известная как «брошь-реликварий», а также жемчужная тиара и бриллиантовая корсажная брошь упомянутой выше императрицы Евгении. Одна из этих вещей тоже уже найдена – но подробностями полиция пока не делится.
По мнению экспертов, рассчитывать на то, что драгоценности удастся вернуть в музей, едва ли стоит. Все дело в том, что интерес для грабителей в данном случае представляют материалы – в частности, камни, – из которых созданы эти ювелирные шедевры, а не их художественная и историческая ценность.
«Вещи, конечно же, разберут, – считает геммолог, основатель ювелирного бюро MNDLVCH и куратор частных собраний драгоценностей Надя Менделевич. – Украдены драгоценности с крупными сапфирами, изумрудами и диким, судя по времени добычи, персидским жемчугом. Все эти камни, либо полностью природные, либо незначительно облагороженные, последние лет 20 демонстрируют очень серьезные показатели ценового роста. Бриллианты, которыми они дополнены, тоже имеют свою ценность, учитывая моду на старинную огранку».













