Каннский фестиваль - 2012: выход победителей
На фестивале в Каннах показали фильмы двух лауреатов «Золотой пальмовой ветви» – Кристиана Мунджиу и Михаэля Ханеке. Планка конкурса резко подняласьМунджиу, получивший «пальму» в 2007 г. за фильм «4 месяца, 3 недели и 2 дня», привез драму «За холмами» (Beyond The Hills). Каннская публика приняла ее благожелательно, но спокойно. Легко представить, какой был бы скандал у нас – как вокруг всего, что связано с критикой церкви. Оказывается, в Румынии это тоже болезненная тема.
Сюжет «За холмами» основан на документальных книгах журналистки ВВС, расследовавшей случай экзорцизма в румынском православном монастыре в 2005 г. Как и в «4 месяцах», главные героини – две подруги. Они выросли в сиротском приюте, потом одна уехала работать в Германию, а вторая ушла в монастырь. Та, что уехала, очень скучала и вернулась, чтобы забрать подругу с собой. То есть явилась в чужой монастырь со своим уставом, в котором главное – любовь.
В том, что случается дальше, виноваты все и никто. Медицина реагирует на нервный срыв девушки несколькими дозами галоперидола и умывает руки. Монахини во главе с настоятелем доходят до того, что пытаются изгнать из нее бесов. Но битва на самом деле идет не за ее душу, а за душу подруги-монашки.
Мунджиу подчеркивает, что случай – частный, а режиссерская позиция – нейтральная. Но фильм все равно воспринимается как антиклерикальный. Мунджиу сочувствует одержимой героине и с плохо скрытой неприязнью смотрит на обитателей монастыря (сцена с чтением официального списка 454 грехов и вовсе сатирическая). Но дело даже не в этом. Главное, что режиссер сражается с религией ее оружием, выворачивая наизнанку сюжет о чуде спасения. Когда больную, которая воет и кусается, привязывают к кресту, кажется, что это перебор (монахини должны хоть немного соображать, что делают?). Нет, не перебор, все логично: одну душу эта жертва спасет, вернет в мир.
Фильм идет два с половиной часа. Думаете, скучный? Как бы не так! Действие не провисает ни на минуту, кульминация работает как в образцовом триллере. Режиссура очень высокого класса.
«Любовь» (Amour) Михаэля Ханеке – того же уровня. Жан-Луи Трентиньян и Эммануэль Рива играют пару 80-летних пианистов. Героиню Рива разбивает удар, муж ухаживает за ней, сперва сохраняющей рассудок, потом впадающей в младенческое состояние. Наверное, играть это еще страшнее, чем смотреть. Несомненно, Трентиньян и особенно Рива – первые претенденты на призы за лучшие мужскую и женскую роли. Фильм (как практически всегда у Ханеке) выстроен безупречно. Безнадежный сюжет и физиологические подробности поданы с фирменной медицинской отстраненностью и холодным отчаянием. Сцену ночного кошмара героя можно включать в энциклопедию ужасов. Сцену, в которой муж, только что выгнавший сиделку за грубость, пытается поить жену, а она выплевывает воду, а он дает ей пощечину, – в энциклопедию, не знаю, психологического реализма или самых пронзительных объяснений в любви.
Но при всем уважении это не тот фильм, за который можно давать вторую «золотую пальму». И «За холмами» – тоже не такой фильм («4 месяца, 3 недели и 2 дня» были сильнее). Так что главная интрига 65-го Каннского фестиваля пока не завязалась.