"Ретроспектива" Виноградова и Дубосарского на "Винзаводе" и в "Триумфе": выставка картин давно начатых, но только что законченных

«Ретроспектива» Дубосарского & Виноградова состоит из картин только что законченных, но давно начатых. Выставка воскрешает счастливые годы нашего современного искусства и его самого удачливого дуэта
С.Портер/ Ведомости

Идея дописать скопившиеся в мастерской незаконченные картины и выставить их – счастливая. Завидный способ расставания с тем, что выбросить нельзя и хранить уже невозможно. Для Владимира Дубосарского и Александра Виноградова «Ретроспектива» – еще и психотерапия, освобождение, в чем художники с удовольствием признаются в долгом разговоре друг с другом. Его можно послушать на выставке (через наушники) или прочитать в каталоге.

Разговор этот, по форме шутейный, – отчаянная попытка объяснить, почему картины, когда-то посчитанные неудачей, забракованные как не содержащие ни смысла, ни образа, сегодня заканчивают и демонстрируют. Да потому, что «чем меньше смысла бывает заложено в произведении, тем больше смыслов оно производит» и «мы добились чистоты и пустоты». А вовсе не потому, что ничего нового, такого же энергичного, веселого и наглого, как старое, сделать не получается.

Мнение авторов часто не совпадает с впечатлением зрителей, но «чистота и пустота» выставки могут показаться приятнее, чем напор большого количества картин-бестселлеров, легко и лихо изготовляемых плодовитым дуэтом на рубеже нашего и прошлого веков.

В прямом смысле чистого и пустого на выставке почти нет. Как и все предыдущие выступления Дубосарского с Виноградовым, «Ретроспектива» бодрит красками (особенно много бассейно-голубого из цикла «Подводный мир» 2003 года), манит изображениями объектов желания (девушками, автомобилями, отдыхом у моря, диковинными зверями и героями масскульта) и радует размерами произведений, похожих на уличную рекламу красивой жизни, переписанную с фотографий маслом по холсту.

«Ретроспектива», раскинувшаяся на двух больших выставочных площадках – в Цехе красного вина «Винзавода» и залах галереи «Триумф», могла бы обрадовать поклонника беззастенчивого и энергичного дубосарско-виноградовского творчества.

Начиная с роскошной четырехчастной картинищи «С чего начинается Родина», написанной в 2006 году в соавторстве с одним банкиром и тремя богачами. Изображенный на ней пляжный рай напоминает о времени, когда цены на современное искусство росли, выставки делались чаще, чем новые работы, галереям не хватало художников, все мерилось успехом и стыдно было быть несчастливым и недовольным.

Тучные времена ушли, в посткризисное сегодня сильные вещи прошлых серий Виноградова и Дубосарского – «Девушек и оружия», «Танцев и спорта», «Флоры и фауны» – раздражали бы даже авторов своей наступательной энергией и ленивой иронией. А вот убогие и отверженные не тревожат нервного, разуверившегося в неизбежности счастья зрителя.