Каннский фестиваль - 2012: Любят секс туристки, ангелы любят виски

Левое искусство на Каннском фестивале принимают неоднозначно: «Рай: любовь» (Paradies: Liebe) Ульриха Зайдля не встретил понимания, зато после показа «Доли ангелов» (The Angels’ Share) Кена Лоуча кинопрофессионалы всех стран радовались как дети
outnow.ch

Британец Лоуч – каннский рекордсмен. Его фильмы попадали в конкурс десять раз. А «Золотую пальму» принес «Ветер, который качает вереск» – картина про борьбу ирландского народа за независимость, образец высокого соцреализма, который хотелось описывать суровым языком марксистской критики. «Доля ангелов» напоминает о том, что Лоуч великолепный комедиограф, а левизна не помеха веселью.

Хотя левых в этом году на фестивале не жалуют. Международная критика очень плохо приняла крепкую картину Ульриха Зайдля «Рай: любовь», сатирическую зарисовку из курортной жизни австрийских туристок в Кении, выставив ей такие же оценки, как наивной политической мелодраме из Египта «После битвы» (про «арабскую весну»).

Начинавший документалистом Зайдль делает искусство, занятое проблемами эксплуатации и товарно-денежного обмена. В новом фильме товаром выступает любовь, которую толстые немолодые бюргерши покупают у бедных ушлых кенийцев. Бюргершам ведь хочется не просто красивых черных тел, но и романтики. А продавцы ее услужливо предлагают, восторгаясь на ломаном английском рубенсовскими статями туристок, а потом собирая с них гуманитарную мзду: родственники у кенийских любовников все сплошь несчастные, с больными детьми или только что попали в аварию. «Почему ты загрустил?» – «Папа в больнице, нужно много денег». – «Но я уже дала деньги твоей сестре и школе». – «А папе не дала!»

В финале вошедшие во вкус туристки дарят главной героине на день рождения юного кенийца и закатывают безобразную оргию. В журнале Screen, ежедневно публикующем оценки международного жюри критиков, рецензент из Бразилии впаял Зайдлю черный крест, низшую из пяти возможных оценок. Высшие 4 звезды несколько критиков поставили тяжелым драмам Кристиана Мунджиу и Михаэля Ханеке (средний балл у обоих – 3,3). Интересно, как оценят левого сказочника Лоуча.

С одной стороны, картина блистательная. С другой – легкая и зрительская. Лоуч верит в простых ребят и в то, что голь на выдумки хитра. Герои «Доли ангелов» – молодые безобразники из Глазго (хулиган, клептоманка, алкоголик и придурок), осужденные за разного рода непотребства на принудительные общественные работы. Добросердечный надзиратель везет их на экскурсию в цех дистилляции виски. Там у самого симпатичного и смышленого обнаруживается талант дегустатора, а случай дает героям шанс провернуть аферу, сцедив из бочки с эксклюзивным виски четыре бутылки, которые можно продать коллекционеру за безумную цену. Это и есть их «доля ангелов» (так в Шотландии называют 2% виски, которые испаряются из бочки за год хранения).

Волшебная метафора: она идеально описывает и сюжет фильма, и его дух, spirit; чудесные превращения алкоголя и человеческой души.

Восхитительные шутки: сценарист Пол Лаверти, верный соавтор Лоуча, фантастически выдерживает баланс тупости и остроумия. Публика хохотала без перерыва, до слез.

Неубиваемый оптимизм: нищие духом достойны если не войти в царствие небесное, то стать лучше и богаче, стырив у элиты свой ангельский процент.