Статья опубликована в № 3107 от 23.05.2012 под заголовком: Шутки слева

Каннский фестиваль - 2012: Любят секс туристки, ангелы любят виски

Левое искусство на Каннском фестивале принимают неоднозначно: «Рай: любовь» (Paradies: Liebe) Ульриха Зайдля не встретил понимания, зато после показа «Доли ангелов» (The Angels’ Share) Кена Лоуча кинопрофессионалы всех стран радовались как дети
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
outnow.ch

Британец Лоуч – каннский рекордсмен. Его фильмы попадали в конкурс десять раз. А «Золотую пальму» принес «Ветер, который качает вереск» – картина про борьбу ирландского народа за независимость, образец высокого соцреализма, который хотелось описывать суровым языком марксистской критики. «Доля ангелов» напоминает о том, что Лоуч великолепный комедиограф, а левизна не помеха веселью.

Хотя левых в этом году на фестивале не жалуют. Международная критика очень плохо приняла крепкую картину Ульриха Зайдля «Рай: любовь», сатирическую зарисовку из курортной жизни австрийских туристок в Кении, выставив ей такие же оценки, как наивной политической мелодраме из Египта «После битвы» (про «арабскую весну»).

Начинавший документалистом Зайдль делает искусство, занятое проблемами эксплуатации и товарно-денежного обмена. В новом фильме товаром выступает любовь, которую толстые немолодые бюргерши покупают у бедных ушлых кенийцев. Бюргершам ведь хочется не просто красивых черных тел, но и романтики. А продавцы ее услужливо предлагают, восторгаясь на ломаном английском рубенсовскими статями туристок, а потом собирая с них гуманитарную мзду: родственники у кенийских любовников все сплошь несчастные, с больными детьми или только что попали в аварию. «Почему ты загрустил?» – «Папа в больнице, нужно много денег». – «Но я уже дала деньги твоей сестре и школе». – «А папе не дала!»

В финале вошедшие во вкус туристки дарят главной героине на день рождения юного кенийца и закатывают безобразную оргию. В журнале Screen, ежедневно публикующем оценки международного жюри критиков, рецензент из Бразилии впаял Зайдлю черный крест, низшую из пяти возможных оценок. Высшие 4 звезды несколько критиков поставили тяжелым драмам Кристиана Мунджиу и Михаэля Ханеке (средний балл у обоих – 3,3). Интересно, как оценят левого сказочника Лоуча.

С одной стороны, картина блистательная. С другой – легкая и зрительская. Лоуч верит в простых ребят и в то, что голь на выдумки хитра. Герои «Доли ангелов» – молодые безобразники из Глазго (хулиган, клептоманка, алкоголик и придурок), осужденные за разного рода непотребства на принудительные общественные работы. Добросердечный надзиратель везет их на экскурсию в цех дистилляции виски. Там у самого симпатичного и смышленого обнаруживается талант дегустатора, а случай дает героям шанс провернуть аферу, сцедив из бочки с эксклюзивным виски четыре бутылки, которые можно продать коллекционеру за безумную цену. Это и есть их «доля ангелов» (так в Шотландии называют 2% виски, которые испаряются из бочки за год хранения).

Волшебная метафора: она идеально описывает и сюжет фильма, и его дух, spirit; чудесные превращения алкоголя и человеческой души.

Восхитительные шутки: сценарист Пол Лаверти, верный соавтор Лоуча, фантастически выдерживает баланс тупости и остроумия. Публика хохотала без перерыва, до слез.

Неубиваемый оптимизм: нищие духом достойны если не войти в царствие небесное, то стать лучше и богаче, стырив у элиты свой ангельский процент.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more