Директор Пушкинского музея демонстрирует стойкость убеждений


Директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Ирина Антонова вчера продолжила разговор о возрождении в Москве Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ). И очередной раз доказала, что занимает активную позицию, выдвигает смелые идеи, может находиться в центре общественного внимания и не собирается уходить на почетную должность – и тем более на покой.

О необходимости восстановить закрытый в 1948 году музей, соединив части его коллекции, хранящиеся в Пушкинском и Эрмитаже (а это импрессионисты и постимпрессионисты из национализированных после революции коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова), Антонова говорит уже несколько лет. Но после того, как 25 апреля в ходе прямой линии президента РФ Владимира Путина она высказала свою идею на самую широкую аудиторию, тема стала живо обсуждаться в средствах массовой информации и быстро превратилась в выяснение отношений между музеями двух столиц и их директорами. Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, решительно высказался против передачи части коллекции петербургского музея.

Вчера Антонова выразила сожаление, что государственного значения проблему журналисты превращают «в музейную склоку», а речь идет «о восстановлении исторической справедливости»: «государство музей уничтожило, оно должно его воссоздать», как построило заново храм Христа Спасителя.

На вопрос «Ведомостей», этично ли отвлекать внимание общественности и музейного сообщества на обсуждение проблемы спорной и не первой важности, когда в стране сложная экономическая ситуация и в учреждениях культуры проходит «оптимизация», превращенная в сокращение штатов, Антонова ответила, что оптимизацию поддерживает, потому что «нигде таких раздутых штатов, как в наших музеях, нет», в стране всегда особая ситуация и «если я сейчас не скажу, то этого уже никто не скажет».

Действительно, переезд части эрмитажной коллекции в Москву мало кто из музейного сообщества поддерживает. Для большинства закрытый 65 лет назад ГМНЗИ – легенда, а то, что импрессионисты с Пикассо и Гогеном есть и в Москве, и в Питере – естественное положение вещей.