«Скрещенья»: в Манеже показывают инсталляцию Тихару Сиоты

В Манеже показывают большую инсталляцию Тихару Сиоты «Скрещенья» – впечатляющую и путаную, как женское подсознание
Черные нити для художницы – что паутина для паука/ А. Махонин/ Ведомости

Японка Тихару Сиота, художница очень известная, продолжает линию, ставшую в искусстве модернистском и современном одной из самых заметных. Она воссоздает в реальности смутные видения женского подсознания, смысл которых не явен самой видящей. Одной из самых впечатлительных и впечатляющих визионерок в искусстве ХХ века была Луиз Буржуа, создававшая огромных скульптурных пауков и сюрреалистические объекты-клетки с заключенными в них шарами и платьями.

Сиота показывает на третьем этаже Манежа инсталляцию, сплетенную как будто не добровольными ассистентками художницы, а гигантским пауком Буржуа. Черные шерстяные нити опутывают выставочное пространство и несколько больших белых платьев, похоже – невестиных, но возможно – и погребальных. С нитями – особенно с черными шерстяными – художница работает уже двадцать лет, оплетая то рояль, то кровать, то те же платья. Чем больший объем занимает «паутина памяти», тем сильнее впечатление от инсталляции.

«Скрещенья» были задуманы для первого этажа Манежа и на его просторе смотрелись бы не просто эффектнее, но сильнее, загадочнее. В искусстве впечатления не только размер важен, но и вложенная в плетение энергия, и технический расчет грандиозного рукоделия. По нескольким причинам, рассказать о которых Марина Лошак, арт-директор музейно-выставочного объединения «Манеж», не захотела, инсталляция оказалась в пространстве значительно меньшем, чем планировалось, для обхода не приспособленном. Можно, конечно, сказать, что в новых условиях получился иной образ – зловещей паутины на чердаке, – но это слабо утешает. Вот черный рояль в черной паутине – инсталляция Сиоты, показанная три года назад во время Московской биеннале, – до сих пор вспоминается, хотя смысла в нем никакого и не было. Зато пугал он, как страшный сон или ведьминское бормотанье.