В римских Термах Каракаллы дают "Севильского цирюльника"

198 лет спустя после грандиозного провала в театре Argentina «Севильский цирюльник» в очередной раз с триумфом вернулся в Рим, на этот раз в Термы Каракаллы
Героям оперы Россини уютно в Америке прошлого века/ © C. M. Falsini

В римских Термах Каракаллы, как чаще всего и бывает на открытых летних оперных площадках, нет занавеса, отделяющего сцену от зрительного зала. Поэтому появление во время увертюры римских патрициев и плебса невероятно эффектно. Легкая утрированность жестов, дешевизна тканей, отсутствие деталей бросаются в глаза только с третьего взгляда, уже после мысли: «Севильский цирюльник будет вольноотпущенником?» Действительно, транспонирование классических опер на несколько столетий вперед само превратилось в штамп, а вот перенос действия в прошлое вспомнить гораздо труднее.

Но маститый режиссер из Нью-Йорка Лоренцо Мариани, итальянец по происхождению, не предполагал никакого экстрима. Хорошо знающий пристрастия своих соотечественников, с успехом оправдывавший их ожидания в лучших театрах Италии, в своей дебютной постановке в Термах Каракаллы Мариани сделал ставку на стиль, который легко узнаваем и любим туристами из любого конца света - Голливуд 1940-1960-х годов. В этой эпохе Фигаро, обаятельный проходимец, действительно может располагаться привольно.

Дирижер Стефано Монтанари (недавно он был и главным героем премьеры Cosi fan tutte в Большом театре) не только преодолевает акустические сложности открытой площадки - его Россини действительно легко уживается с этим нарядным праздничным стилем. Радость встречи со старым знакомым - вот лейтмотив всей постановки Мариани. Он не позволяет ускользнуть тончайшим перипетиям истории даже таких периферийных персонажей, как Дон Бартоло и Берта. Но и не травмирует отпускную публику дополнительными параллелями и перпендикулярами: зрителям для понимания должно хватать строчек субтитров. Этот «Севильский цирюльник» - воплощение итальянского стиля, безболезненно соединяющего яркую театральность и изысканность, за которые прекрасно отвечают сценограф Уильям Орланди и художник по костюмам Сильвия Аймонино, а за вокальное воплощение - наш соотечественник из Екатеринбургской оперы Михаил Коробейников (Дон Базилио), Омар Монтанари (Дон Бартоло), меццо-сопрано Анналиса Стропа (Розина), триумфатор московской «Опералии» Пласидо Доминго Рене Барбера (Альмавива) и Виво Прианте (Фигаро).

Рим