Стиль жизни
Бесплатный
Алексей Мокроусов
Статья опубликована в № 3648 от 08.08.2014 под заголовком: Злые сказки

В Брегенце прошла премьера оперы ХК Грубера «Сказки венского леса»

Илзе Эренс (справа) сыграла простодушную жертву любви
©Bregenzer Festspiele / Karl Forster

Обычно фестиваль в Брегенце открывается оперой на озере: на спектакль, разыгрываемый на закрепленной в воде сцене - в этом году идет «Волшебная флейта», - собирается до 7000 зрителей.

Но сейчас фестиваль открывал не Моцарт, а опера современного композитора, да еще написанная по заказу. «Сказки Венского леса» - полноценный опус в двух актах и продолжительностью почти в три часа, причем второй акт музыкально интереснее первого. Его автор - 71-летний ХК Грубер (инициалы пишутся без точек и расшифровок, но все знают, что он Хайнц-Карл), он мастер на все руки - и поет (у него неплохой баритон), и дирижирует - на премьере сам встал за пульт Венского симфонического оркестра.

В основе либретто - пьеса австрийского классика Эдёна фон Хорвата (1901-1938). Простодушная Марианна (бельгийка Илзе Эренс) сбежала из-под венца, переполнившись высокими чувствами к Альфреду (Даниель Шмутцхард). Брошенный мясник Оскар (Йорг Шнайдер) обещает ее дождаться. Дальше - почти чеховская «Чайка». Любовь кончается, Альфреда тянет к бывшей пассии Валери (лучший голос постановки: Ангелика Кирхшлагер), Марианну он сдает как в лизинг в стриптиз-клуб, ребенок гибнет от рук бабушки, в финале Оскар уносит Марианну на руках, прижимая ее тело к груди словно дорогой куль с субпродуктами. Любовная история - повод рассказать о радостях мелкобуржуазной жизни, лицемерии ее унылой морали. Сатирическое у Хорвата всегда притягивало публику: готовность посмеяться над собой выгодно отличает театральные залы от политиков и верной им аудитории.

Грубер умеет обращаться с цитатами, в опере слышны не только венские мелодии, но и джаз, и свинг, и музыка кабаре межвоенного времени. Выбор логичен, впервые пьесу поставили в 1931 году. Одновременно это дань Курту Вайлю, которого композитор ценит, а сам Хорват думал в свое время именно о вайлевской музыке для спектакля.

Режиссеру Михаэлю Штурмингеру, известному постановками в Мариинке, предстоит «сжать» большую сцену фестивального театра в Брегенце при переносе спектакля в Вену в марте (это копродукция с Театром ан дер Вин). Но в историю опера Грубера уже попала. Она третья, заказанная Дэвидом Паунтни за одиннадцать лет интендантства в Брегенце. У интендантов других фестивалей много успешных проектов, но мало кто похвастается похожей статистикой.

Брегенц

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать