«Sacro Art – Сакро-Арт» – поучительный свод документов недавней истории

В нем собран литературный архив фестиваля русского искусства, проходившего в Германии
Двуязычный сборник «Sacro Art – Сакро-Арт», собравший документацию фестиваля русского искусства в Германии, оказался поучительным памятником недавней истории/ «Сакро-Арт»

В 1995–2004 гг. Евангелическая академия северогерманского города Локкум проводила фестиваль современного русского искусства «Сакро-Арт». Им руководили с немецкой стороны культуролог Ханс-Петер Бурмайстер, с российской – оперный критик и многосторонний литератор Алексей Парин. Первого уже десять лет нет в живых, зато второй – в посвящение ушедшему единомышленнику и верному соратнику – собрал материалы фестиваля в книгу. Получился 800-страничный том, куда вошли все программы, аннотации, тексты опер, доклады и даже рецензии критиков. Русские тексты переведены на немецкий, и наоборот.

Фестиваль в Локкуме – одна из страниц совместной истории русского и немецкого идеализма. Оба лидера сходились в том, что искусство может многое сказать человеческой душе, если посвящает себя сложной и высокой цели – например, выразить суть веры или придать новые формы образам вечности. Программы объединяли произведения современной академической музыки, театра, арта – не обязательно впрямую сакральные. Это была в широком смысле дискуссия о культуре и мировой истории, подкрепленная участием первоклассных музыкантов – в частности, в разные годы в Локкуме и соседнем Ганновере выступали Валерий Гергиев и Теодор Курентзис.

Не менее важно, что в 1990-е гг., когда в странах бывшего СССР композиторы потеряли государственную поддержку, Евангелическая академия сумела заказать несколько новых опер – среди них «Н.Ф.Б.» Владимира Кобекина (маститого оперного автора, в ту пору потерявшего оперные заказы на родине), его же «Молодой Давид», «Слепая ласточка» и «Бестиарий» украинца Александра Щетинского (все – на либретто Парина), «Упражнения и танцы Гвидо» Владимира Мартынова.

Далеко не все в локкумской академии были в восторге от такой обузы, как ежегодный августовский приезд множества русских. Внутренние споры стоили Бурмайстеру нервов, а может быть, и жизни. В 2004 г. фестиваль прекратил существование – как раз когда в России наступили благополучные времена. Однако перенять эстафету оказалось некому: при том что у нас был и есть живой и творческий слой православной интеллигенции, рядом с церковью не возникло институций, способных финансово поддержать дискуссионные проекты. Если в лютеранской церкви Локкума могли петь православные молитвы и танцевать историю протопопа Аввакума («Черт знает как удалось организаторам разложить на церковные плиты приемлемый балетный линолеум!» – написала в воспоминаниях критик Кристиана Штахау), то в Москве подобное могло изредка происходить только в храмах римско-католической и англиканской конфессий.

На таком фоне массовая российская аудитория полюбила полунаивные опусы композитора-митрополита Илариона, во время исполнения которых в светском Большом зале консерватории концерт мог перейти в молебен. Нехватку критической рефлексии в вопросах искусства и веры как раз и способен восполнить новый сборник, посвященный уникальному духовно-художественному проекту 1990-х.

Sacro Art – Сакро-Арт. Составление и общая редакция Алексея Парина. – М.: Аграф, 2016