Почему компаниям выгодно платить за потерю веса сотрудниками

За счет компании люди поддерживают здоровье и следуют корпоративной моде

На днях встретил давнего знакомого и не узнал – так сильно он похудел. Олегу Разваляеву 39 лет. Как и я, живет в подмосковном Раменском. Как и я, ежедневно тратит не менее двух часов на дорогу в столицу, где работает начальником отдела сопровождения бухгалтерских и финансовых систем Московской биржи. Как выяснилось из беседы, последнее время всерьез увлекается бегом, дважды в неделю остается после работы и занимается в Москве с тренером, которого оплачивает компания. Еще дважды в неделю бегает в Раменском сам. В общей сложности еженедельно пробегает 50-60 км. За два года Разваляев сбросил 32 кг.

 Московская биржа за два года создала два спортивных клуба: в MOEX Triathlon Team входит 12 человек (включая топ-менеджеров и рядовых сотрудников), в MOEXRUN - 40 человек. «Это была инициатива самих сотрудников, компания просто поддержала эти идеи», – рассказывает Руслан Вестеровский, директор по персоналу Московской биржи. Компания предоставляет тренеров для обеих команд, арендует спортивные сооружения в осенне-зимний период (велотрек и беговой манеж), обеспечивает спортсменов формой. По словам HR-менеджера, многих коллег сейчас просто не узнать – они кардинально изменились. «От кого-то осталась половина», – смеется Вестеровский. Кстати, он сам за это время заметно похудел: «Пробегаю 10 км каждый день. Это очень тонизирует», – поясняет он.

Бег и триатлон

По словам Вестеровского, главным стартом сезона 2015 г. команды по триатлону был выбран ½ Ironman в Дублине 9 августа, где нужно было проплыть 1,9 км, проехать велогонку 90 км и пробежать 21 км. Подготовка к старту в Дублине длилась на протяжении семи месяцев – ребята тренировались с января по июль. «В Дублине ½ Ironman стала дебютной дистанцией для пятерых членов нашей команды, остальные стартовали уже не в первый раз. Впервые они преодолели подобную дистанцию в 2014 г. в Амстердаме», – рассказывает Вестеровский.

Главным стартом команды по бегу был выбран полумарафон «Осенний гром» 13 сентября, где нужно было одолеть 21 км. «Четверо из бегунов настолько прониклись бегом, что пробежали 20 сентября в Москве полный марафон (42 км), – гордится Вестеровский. – Несмотря на то что триалон и бег это индивидуальные виды спорта, но вместе с тем в команде легче поддерживать друг друга, объединяться для тренировок, ходить на мотивационные мероприятия и встречи с интересными спикерами. На общих тренировках ребята общаются, налаживают кросс-функциональные связи».

Три члена MOEX Triathlon Team отправятся покорять полный Ironman в Барселоне 4 октября, где им предстоит преодолеть 3,8 км, проехать велогонку 180 км и пробежать 42 км. В дальнейшем Московская биржа собирается развивать это направление: в планах – создание клуба бегунов для старшего возраста.

Сбросить вес на спор

В российском подразделении  JTI тоже любят бег. Как рассказали «Ведомостям» в компании, 12 сентября в Москве в третий раз прошел благотворительный забег сотрудников в поддержку проекта «Собаки-поводыри – помощники незрячих». Популярность марафона растет, отмечают в компании: в 2013 г. в забеге участвовали 77 сотрудников и членов их семей, в 2014 - 131 человек, в 2015-м – уже 157 человек.

Разумеется, дело не только в благотворительности: одна из целей – укрепление здоровья сотрудников. Как рассказала Марина Лебедева, менеджер по персоналу "JTI Россия", в компании популярен проект «Шагомания», который стартовал еще в 2010 г. на базе международного проекта Global Corporate Challenge. Идея основана на рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по ведению активного образа жизни. ВОЗ рекомендует проходить пешком не менее 10 000 шагов в день (примерно 7 км). Суть его в том, что сотрудники компаний по всему миру формируются в команды и соревнуются между собой по количеству пройденных шагов. Участникам выдаются шагомеры. Свои достижения «шагающие» заносят в электронную систему на web-сайте GCC или через приложение в смартфоне.

Компания оплачивает в GCC взнос за каждого участника – в 2014 г. он составил 55 евро на человека. В эту сумму входят шагомер с пульсометром и поддержка. Каждые две недели GCC устраивает дополнительные конкурсы, квесты, присылает командам задания, например конкурс самых интересных маршрутов по дороге на работу.

В этом году фабрика JTI «Петро» в Санкт-Петербурге запустила программу «Худеем сообща» для сотрудников, желающих приобрести правильные пищевые привычки, укрепить здоровье и распрощаться с лишним весом. Записаться на участие в программе могли сотрудники, чей индекс массы тела (ИМТ) превышает показатель 27.

Участники объединены в шесть команд, всего в программе участвует 41 сотрудник фабрики – и офисный, и производственный персонал. У каждой команды своя коллективная цель по снижению веса. Программа началась в июле и продлится год – до конца июня 2016 г. В начале программы диетолог встретился с каждым участником индивидуально, определил параметры и показатели для каждого и составил персональную программу. Каждый месяц команды встречаются с диетологом для подведения промежуточных итогов, замера результатов и получения корректирующих рекомендаций. Такой график будет действовать до декабря 2015 г. Второе полугодие - с января по июнь 2016 г. – направлено на поддержание и улучшение достигнутых результатов. Победители будут определены по результатам именно этого - второго - этапа, поясняет Лебедева.

Худеем сообща

"В 2014 г. у нас соревновалось 23 команды, т. е. участвовал 161 человек", - рассказывает Лебедева. Победила команда сотрудников отдела глобальной технической поддержки, которая находится в Санкт-Петербурге. У этого отдела, пожалуй, самая «сидячая» работа, однако именно они проявили наибольшую активность – отказывались от лифтов, ездили на велосипедах на работу (в 2014 г. проект проходил в летнее время) и выбирались на велопробеги в выходные. Победитель за 100 дней совершил 4 млн шагов, а его команда – 19 млн. В среднем каждый участник от JTI совершил не менее 15 000 шагов в день.

Вовлечь каждого второго

Coca-Cola Hellenic в России также активно заботится о физической активности – компания сотрудников имеет собственный беговой клуб, велоклуб, и это не все. «С начала 2015 г. в России мы вдохновили уже более 5500 (из 11 000) сотрудников компании быть более активными: каждый второй хотя бы раз участвовал в спортивных инициативах», – гордится Евгения Могилева, менеджер по коммуникациям Coca-Cola Hellenic в России. По ее словам, в каждом регионе у компании есть своя футбольная команда (и не одна), а также черлидерские команды.

Могилева поясняет: как правило, среди сотрудников есть вдохновитель идеи, он собирает команду, компания идею поддерживает (например, приглашая профессиональных тренеров на занятия, информируя пока еще не вовлеченных сотрудников о возможностях). В одном из регионов проходит йога в офисе, для «белых воротничков» в центральном офисе поддержки по вторникам и четвергам проходит 10-минутная зарядка. В Санкт-Петербурге сотрудники проводили мастер-классы друг для друга в тех или иных видах спорта, задача – попробовать максимум, набрать наибольшее количество баллов, получить отличное настроение, а в случае победы и приз. Все занятия для сотрудников Coca-Cola Hellenic и членов их семей бесплатны.

В компании действует мотивационная программа: в течение года сотрудники получают баллы за участие в спортивных проектах, самые активные получают ценные спортивные призы по итогам года - например, годовой абонемент в престижный фитнес-клуб или сертификаты в спортивные магазины.

Граница между работой и личной жизнью размыта

«В бизнесе сейчас виден тренд на слияние жизни и работы – граница между этими двумя сферами становится все более размытой: мы доступны 24/7, телефон всегда с собой, деловые завтраки с коллегами и клиентами - это уже давно норма», – считает Егор Ворогушин, консультант Hay Group. На его взгляд, погружение в работу таким образом грозит стрессом и выгоранием, поэтому для компаний становится критически важным поддержать таких сотрудников.

По словам Ворогушина, мода на вовлечение сотрудников в спорт началась на Западе довольно давно. Изначально был просто тренд на расширение списка предоставляемых льгот – детские сады, фитнес, йога, медитации, потом, по мере развития индустрии наблюдения за собой, – шагомеры, марафоны, корпоративные мероприятия.

На взгляд эксперта, сейчас причины, по которым компании заботятся о здоровье своих сотрудников в разных формах, можно условно разделить на три группы:

1) Это потихоньку становится стандартом в некоторых отраслях и для некоторых специалистов, это часть конкуренции за работника.

2) Это приносит выгоду – меньше больничных и прогулов, больше энергии у сотрудников.

3) Это действительно стало модно – «так все делают».

«Единственный минус тренда, на мой взгляд, – опасность превращения человека в функцию, когда о нем заботятся как о дорогостоящем оборудовании, – считает Ворогушин. – Впрочем, во многом это зависит от руководства компании и посыла, с которым реализуются подобные программы».