Как российские вузы закрепляются в предметных рейтингах QS

Увеличив количество представленных учебных программ
Варвара Гранкова

Международный рейтинг консалтинговой компании Quacquarelli Symonds (QS) – один из трех самых известных и престижных рэнкингов вузов в мире. Помимо главного, глобального институционального рейтинга компания составляет также предметные и отраслевые рейтинги.

В новейший рейтинг этого года по предметам и отраслям вошло 1440 университетов из 85 стран. От России участвовало 40 вузов, представивших 213 учебных программ – почти в 2 раза больше, чем три года назад. При этом 47 программ российских вузов попали в сотню лучших, а 14 оказались среди 50 лучших (в прошлом году их было девять).

Вузов-участников не стало заметно больше (в прошлом году в этом же рейтинге участвовало 36 российских вузов), но участники представили гораздо больше программ (в прошлом году было 124, стало 213).

В предметном рейтинге этого года МГУ им. Ломоносова вошел в 50 лучших по шести дисциплинам против пяти дисциплин в прошлом году, его программа по философии заняла 41-е место. В топ-50 попали также Санкт-Петербургский горный университет c дисциплиной «Горное дело» (12-е место), Томский политехнический университет с программой «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» (23-е место), Московская консерватория (34-е место в рейтинге «Исполнительское искусство»), МГИМО (в рейтинге «Политика и международные отношения» 41-е место), Высшая школа экономики (45-е место в рейтинге «Политика и международные отношения», 48-е место в «Социальных науках и менеджменте» и 50-я позиция в «Социологии»), а также МФТИ (50-е место в рейтинге «Физика и астрономия»).

Правда, в глобальном рейтинге QS позиции российских университетов гораздо скромнее. Глобального рейтинга за 2021 г. еще нет, а в прошлом году в общем глобальном рейтинге QS участвовало всего 28 российских вузов (всего было 1000 участников). В первую сотню вошел только МГУ им. Ломоносова, заняв 74-е место.

Проект «5–100» и деньги

По мнению Бена Саутера, старшего вице-президента по профессиональным услугам в QS, успеху российских вузов способствовала стратегическая поддержка, оказанная университетам российским правительством. В России до сих пор число исследователей на 1000 человек меньше, чем в других крупных странах, но страна улучшает показатели, отмечает Саутер.

В 2013 г. в России стартовала государственная программа поддержки высшего образования «5–100», целью которой было повышение конкурентоспособности российских университетов в мире. Для участия в программе правительство выбрало 15 вузов, а в 2015 г. добавило в список еще шесть. С 2013 по 2016 г. на нее было выделено 41,25 млрд руб. Дополнительно с 2016 по 2019 г. ведущие университеты получали финансирование в 14,5 млрд руб. ежегодно. В кризисном 2020 году на программу было выделено 10,07 млрд руб.

Несмотря на господдержку участия в рейтингах, поначалу результаты наших вузов были скромными. Только МГУ регулярно попадал в первую сотню международных институциональных рейтингов. В рейтингах по предметам и отраслям наши вузы продвигались вверх быстрее, однако большой рывок они сделали только сейчас.

Прямой зависимости между государственным финансированием вузов – участников проекта и их продвижением в рейтингах нет, говорит Илья Куфтырёв, директор Центра рейтинговых исследований Университета ИТМО (Санкт-Петербург). По его мнению, программа, направленная на повышение конкурентоспособности на мировом рынке, позволила вузам заявить о себе на международной арене, понять, каким должен быть по-настоящему современный вуз в XXI в., и начать преобразования в образовательной и научной деятельности. Со временем эти усилия дали накопительный эффект: российские вузы становятся гораздо более узнаваемыми в мировом сообществе и, соответственно, занимают более высокие места в рейтингах.

По данным QS, в этом году в рейтинге представлены 124 программы вузов – участников проекта «5–100», что на 12 больше, чем в 2020 г. При этом 44 программы университетов, участвующих в проекте «5–100», улучшили свои позиции в рейтинге.

Публикации, лаборатории и партнерства

В предметном рейтинге важна также научная часть, т. е. оценка того, насколько вуз преуспел в изучении той или иной научной области: если у него хорошая исследовательская база в конкретной сфере, то и его образовательные программы в этой сфере должны быть хорошими, объясняет Ольга Назайкинская, директор центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково». Она напоминает, что в России традиционно много институтов, которые с советских времен специализируются на определенных областях знания: физике, математике, медицине, гуманитарных науках. Такая специализация облегчила нашим вузам продвижение в предметных рейтингах, говорит Назайкинская.

В предметных рейтингах QS для оценки вуза используется четыре индикатора: академическая репутация и репутация среди работодателей (основанные на глобальных опросах ученых и работодателей, проводимых QS), количество цитирований на одну публикацию и индекс Хирша, оценивающий научную продуктивность и воздействие на науку опубликованной работы ученого (основанные на информации из базы данных Scopus).

«Ведомости» опросили вузы, что они предпринимали в последние годы, чтобы укрепить позиции в международных предметных рейтингах. Все практически единодушно рассказали о проделанной работе по улучшению показателей, связанных с научной деятельностью, о расширении пула совместных программ с иностранными партнерами и о привлечении молодых преподавательских кадров. Большинство опрошенных вузов (в частности, ИТМО и Томский политехнический университет, ТПУ) упомянули и активную работу с будущими работодателями студентов, дабы повысить привлекательность вуза на рынке труда.

ТПУ ведет научные проекты в сфере нефтегаза в сотрудничестве с шотландским университетом Heriot-Watt, рассказывает Валерий Рукавишников, директор Центра подготовки и переподготовки специалистов нефтегазового дела Heriot-Watt при ТПУ.

Ректор МГИМО Анатолий Торкунов сообщил о расширении пула совместных с зарубежными вузами магистерских и аспирантских программ и о расширении практики творческих отпусков научных сотрудников и студентов со стажировками в ведущих зарубежных вузах.

НИТУ МИСиС открыл новые лаборатории в сфере фундаментальной и прикладной науки, например в сфере биоматериалов для замены костной ткани, в сфере биофизики для поиска путей лечения болезни Альцгеймера, для создания гибридных наноструктурных материалов, говорит Ирина Анатольевна Евсюкова, директор офиса управления проектами НИТУ МИСиС. Лаборатория гибридных наноструктурных материалов в МИСиС разрабатывает новую марку стали для «Северстали», говорит Евсюкова.

В РУДН создана франко-российская нейролингвистическая лаборатория, которая получает европейские гранты на научные исследования, проводит их совместно с французскими учеными и выпускает совместные франко-российские монографии, рассказывает Юлия Эбзеева, директор Института современных языков, межкультурной коммуникации и миграции РУДН.

В МФТИ ученые-исследователи одновременно участвуют в разработке образовательных курсов и в преподавании, отмечает Виталий Баган, проректор по научной работе МФТИ. И это помогает готовить специалистов по перспективным направлениям, которые будут востребованы через пять лет.

У Высшей школы экономики (ВШЭ) два года назад появилась новая концепция, что ВШЭ – это многопрофильный проектный исследовательский университет, где каждый студент или сотрудник может реализовать себя и в образовании, и в исследованиях, и в социальных проектах, говорит Ирина Карелина, старший директор по стратегическому развитию ВШЭ. Доля сотрудников вуза, публикующих статьи, которые индексируются в международных библиометрических системах, выросла: в 2009 г. их было 11%, а теперь около 70%, уточняет Карелина.

Ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко сообщил, что баллы, начисляемые QS за цитируемость научных статей ученых и преподавателей его университета, выросли с 47 в 2020 г. до 67 в 2021 г. 

Что получают участники

Продвижение в рейтингах принесло вузам ощутимые выгоды. Рейтинги – это инструмент конкурентной борьбы, который позволяет вузу заявить о себе и себя прорекламировать, убежден Дмитрий Гришанков, гендиректор рейтингового агентства RAEX. Рейтинги по предметам и специальностям определяют коммерческий спрос абитуриентов на образовательные услуги вуза, замечает он. Многие страны не отправляют своих граждан учиться в университеты, которые не входят в 300 или 500 лучших в мире. Вуз, не продвигающийся в рейтинге вверх, может потерять студентов, подтверждает ректор РУДН Олег Ястребов.

Почти все опрошенные «Ведомостями» вузы сообщили о притоке иностранных студентов. Евсюкова из НИТУ МИСиС сообщила, например, что если в 2013 г. иностранные студенты в вузе составляли 11% общего числа учащихся, то в 2019 г. их было уже 24%. Все вузы также признают, что результатами международных рейтингов в последнее время стали больше интересоваться и платежеспособные российские абитуриенты. 

Участие в рейтингах облегчает получение грантов. Например, Эбзеева из РУДН говорит, что университет проводит исследования за счет зарубежных грантов, а не за счет собственных средств.

Сейчас многие международные гранты даются лишь тем вузам, которые присутствуют в глобальных рейтингах, говорит Мария Врублевская, начальник управления стратегического планирования и программ развития Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ).

Однако российским вузам еще есть над чем работать. По словам представителя QS, сейчас только одна российская кафедра набирает более 90 баллов за академическую репутацию в мире – остальным предстоит повысить узнаваемость в мировом академическом сообществе. Значит, вузам надо нарастить объемы исследований и укрепить отношения с университетами по всему миру.