Как преобразить нецифровой бизнес, или API-экономика для всех

Зарабатывать на интерфейсах API могут не только технологические, но и традиционные компании
Варвара Гранкова

API (наборы программ, позволяющие приложениям разных разработчиков взаимодействовать между собой) – это не просто программное обеспечение, а компоненты бизнес-моделей. Эти интерфейсы связывают компании в интернете, на их использовании основаны облачные сервисы и платформенные бизнес-модели. API-экономика, в которой участники зарабатывают с помощью API, существует уже больше 10 лет, и многие традиционные компании справедливо видят в API ключ к цифровой трансформации.

Необязательно быть технологической компанией, чтобы зарабатывать с помощью API. Такая возможность существует в любой отрасли. Некоторые секторы экономики вынуждены применять API из-за требований регуляторов (например, здравоохранение и банковская сфера). В других секторах (например, в телекоммуникациях) API применяются, чтобы обеспечивать совместимость и эффективную работу продуктов. В третьих необходимость разработки наборов API продиктована прорывными изменениями бизнес-процессов во всей отрасли (розничная торговля, медиа, сфера развлечений).

Соучредитель облачной коммуникационной платформы Twilio Джефф Лоусон недавно писал о том, что создание необходимого программного обеспечения – одна из важнейших компетенций любого бизнеса. Но в то же время, скажем, логистической компании незачем с поставки грузов переключаться на поставку программного обеспечения. Ее руководители должны понять, как выстроить цифровое решение, необходимое для развития бизнеса логистической компании.

Освоение API особенно пойдет на пользу небольшим компаниям, которым сейчас трудно получить выход на цифровую аудиторию, потому что сети и площадки онлайн-торговли перенасыщены предложениями. API дадут им возможность предлагать продукты и услуги на новых платформах, сосредоточиться на ключевых компетенциях и передать непрофильные функции сторонним провайдерам (например, так, как это делает сервис онлайн-заказа такси Lyft, использующий ресурсы Google Maps, Stripe, Twilio и Amazon Web Services).

Любая компания, у которой есть сайт или мобильное приложение, уже создала хороший задел, чтобы начать работать с API, но просто представить API всем контрагентам и партнерам недостаточно. В действиях компаний, успешно освоивших API, можно проследить общие закономерности. Вот три самые главные особенности.

Проектирование API с учетом требований потребителей

Американская технологическая компания Stripe занимается разработкой инструментов для приема и обработки электронных платежей. Она вышла на перенасыщенный рынок платежей в 2011 г. и определила перспективный клиентский сегмент – разработчиков мобильных приложений, сосредоточившись на создании для них удобных в использовании API с платежными системами. Сейчас доля Stripe на рынке мобильных платежей составляет около 20% (и продолжает расти), стоимость компании оценивается более чем в $100 млрд. Так получилось потому, что компания поставила себя на место клиентов (в данном случае разработчиков) и задалась целью предоставить им интуитивно понятные интерфейсы, а также подготовить всю сопроводительную документацию.

Многие быстро растущие компании нередко придумывают все новые и новые продуктовые функции и только перегружают клиентов. В Stripe избежали этой проблемы, последовательно упрощая API для использования. В нетехнологическом секторе можно привести в пример Pilot Flying J, североамериканскую сеть оснащенных придорожных стоянок. Компания разработала цифровые функции (например, резервирования душевых, отслеживания парковочных мест и предоплаты горючего на заправке) и API для этих функций. Таким образом сеть смогла быстро интегрировать пакеты услуг от разных поставщиков для клиентов – водителей грузовиков. Чтобы завоевать лояльность разработчиков приложений, в которых будут созданы цифровые точки контакта с клиентами, компании должны придерживаться реализуемого API принципа «от внешнего к внутреннему».

Создание экосистемы с помощью API

Облачная коммуникационная платформа Twilio – партнер WhatsApp, Facebook, Uber, Lyft и Airbnb. Ее основные сервисы – программируемые голосовая связь, обмен сообщениями, а также видео. Компания давно вышла на биржу, ее капитализация превысила $1 млрд. Основными продуктами, которые обеспечили ее рост, стали именно API.

Twilio изобрела новую бизнес-модель для экономики приложений. Она изначально сосредоточилась на обслуживании потребностей разработчиков приложений в услугах связи (в обмене голосовыми и текстовыми сообщениями, а также в биллинге). Разработчикам приложений были нужны совместимые сервисы и глобальный охват, и Twilio стала ритейлером массовых API для услуг связи. Как компания к этому пришла?

В Twilio смоделировали сеть создания стоимости для мобильных приложений, т. е. цифровую экосистему, в которой такие приложения будут использоваться. Компания определила круг заинтересованных сторон (пользователи приложений, разработчики и сторонние провайдеры услуг) и оценила возникающие между ними экономические эффекты. Twilio нашла отсутствующее звено, которое можно добавить в экосистему в интересах всех ее участников, – им стала интеграция разных услуг связи и ускорение работы с ними.

Пользователям приложений Twilio помогла интегрировать нужные услуги, разработчикам – сократить сроки разработки приложений, а операторам связи – добиться роста использования их продуктов.

Компании, которые хотят выстоять и добиться успеха в цифровой экономике, должны придерживаться принципа экосистемы. Например, компания Airbus увидела проблему в авиационной отрасли, которая заключалась в том, что важная полетная и эксплуатационная информация аккумулировалась в разрозненных источниках: у авиакомпаний, производителей и сервисных предприятий. Будучи поставщиком самолетов для большинства авиакомпаний, Airbus создала для интеграции данных платформу Skywise с API. С ее помощью авиакомпаниям стало удобнее решать вопросы техобслуживания и минимизировать технические простои.

Перестройка функций с помощью API

Почти 20 лет назад Джефф Безос выпустил распоряжение, предписывающее всем продуктовым командам представлять используемые и создаваемые ими данные и функции через API. Мало того, он настаивал, чтобы команды и между собой обменивались информацией только через те же самые API. Так он рассчитывал добиться автономности команд и адаптивности продукта.

На закрепление потребовалось несколько лет, но это нововведение создало основу для беспрецедентного роста. В результате в Amazon перестроили взаимодействие внутренних служб и подготовили базу для запуска наиболее прибыльного на сегодня направления – коммерческого публичного облака Amazon Web Services.

Разделение функций и выделение в имеющихся информационных системах отдельных возможностей для бизнеса, которые можно реализовать через API, – важное достижение передовых цифровых компаний. API, например, помогли компании Uber оперативно освоить новый для нее сегмент доставки еды. Нетехнологическим компаниям, стремящимся идти в ногу с цифровым бизнесом, тоже важно придерживаться этого подхода. Например, когда пандемия охватила Австралию, медицинское управление Нового Южного Уэльса за две недели смогло выстроить инфраструктуру для проведения сотен тысяч тестов и пересылки результатов. Отчасти это стало возможным благодаря уже существовавшим в организации API.

С чего начать

В IDC прогнозируют, что в период с 2020 по 2023 г. организации вложат в цифровую трансформацию $6,8 трлн. Крупные компании могут увязать свои уже заложенные в бюджеты расходы на трансформационные программы с созданием новых бизнес-возможностей с помощью API.

И вхождение в API-экономику не обязательно обойдется дорого. В ряде отраслей применяются нормативы и стандарты, касающиеся использования API, например платежная директива PSD2 на рынке финансовых услуг, стандарт обмена медицинской информацией FHIR в здравоохранении, концепция открытых интерфейсов Open APIs от TM Forum для телекоммуникационных услуг и т. д. Компании из этих отраслей могут сэкономить благодаря тому, что все предприятия отрасли обязаны соблюдать эти предписания.

Главное преимущество в работе с цифровыми решениями состоит в том, что не нужно разбирать старую конструкцию и строить новую.

Лучший первый шаг в использовании API – действовать понемногу и постепенно. Соберите небольшую многопрофильную команду экспертов по коммерческим и техническим вопросам. Затем проанализируйте потребности клиентов и оцените цифровые возможности. Мыслите в масштабах экосистемы и определите целевую бизнес-модель и внешние взаимосвязи с партнерами. Наконец, сформируйте на основе API набор функций и инфраструктуру, необходимые для создания инновационных решений. Измеряйте, анализируйте и повторяйте цикл сначала. Этот подход позволяет организациям осуществлять инновации с небольшими рисками и небольшими чистыми издержками. Из стартовых инвестиций требуется разве что финансирование для команды и деньги на связанную с API инфраструктуру. Их, вероятно, можно изыскать в рамках имеющихся бюджетов программ цифровой трансформации. Расходы можно наращивать по мере получаемого коммерческого эффекта, и это позволит команде избежать поспешных и слишком резких шагов.

Об авторах: Тиффани Синь Юй Ван – директор по стратегии Spectrum Labs, соучредитель и управляющий директор Oasis Consortium, некоммерческой организации, занимающейся вопросами управления в цифровом мире; Мэтт Макларти – руководитель глобальной стратегии API в Mulesoft, подразделении Salesforce

Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь