Какие льготы будут положены предприятиям за трудоустройство ветеранов

Такие наниматели получат статус социального бизнеса и государственную поддержку
Фонд «Защитники Отечества»

Депутаты Госдумы готовят изменения в закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», которые должны дополнить перечень социально уязвимых категорий граждан, занятость которых обеспечивает социальное предприятие, лицами, проходившими военную службу в зоне специальной военной операции, а также ветеранами боевых действий. Внесли поправки в Госдуму Андрей Турчак – первый вице-спикер Совета Федерации – и глава комитета верхней палаты по экономполитике Виктор Кутепов еще 2 августа, во время летних каникул.

27 сентября депутаты одобрили законопроект в первом чтении и сейчас, до 29 октября, принимают поправки ко второму чтению.

Сенаторы в своем законопроекте предложили расширить перечень категорий граждан, наем которых дает малым и средним предприятиям (МСП) право на господдержку, и включить туда лиц, проходивших военную службу в зоне специальной военной операции на территориях Украины, ДНР и ЛНР с 24 февраля 2022 г., а также в Запорожской и Херсонской областях с 30 сентября 2022 г. В перечень, кроме того, будут включены ветераны боевых действий.

«Наши солдаты и офицеры, возвращаясь с фронта, должны быть уверены, что смогут найти достойную работу, обеспечить свою семью, быть востребованными», – говорил спикер Госдумы Вячеслав Володин, когда поправки принимали во втором чтении. А член комитета Госдумы по экономической политике Сергей Алтухов объяснял: тем, кто возвращается «с линии боевого соприкосновения и по состоянию здоровья не может снова встать в строй, надо помочь интегрироваться в обычную жизнь, включить их в экономические процессы».

Законопроект вносит изменения в ч. 1 ст. 24.1 закона о развитии МСП («поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства»). Туда добавляется подпункт о включении всех вышеперечисленных категорий граждан в перечень оснований для оказания поддержки субъектам МСП со стороны государства. В пояснительной записке к законопроекту сообщается, что лиц, проходивших военную службу в зоне военной операции, а также ветеранов боевых действий предлагается включить в социально уязвимые категории граждан, обеспечение занятости которых дает возможность стать «социальным предпринимателем».

Такой подход соответствует задачам социального предпринимательства – достижение общественно полезных целей, способствует решению социальных проблем граждан и общества, считают авторы законопроекта.

Скорее всего, в найме участников боевых действий будут в наибольшей степени заинтересованы компании, которые участвуют в муниципальных и региональных программах, т. е. работают по госзаказу. Они все время находятся в поле зрения государства, поэтому с готовностью берут на работу социально незащищенных граждан и получают статус социального предпринимателя, говорит профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов.

Остальные, скорее всего, будут рассматривать таких кандидатов на общих основаниях, полагает он.

Что думают предприниматели

Несмотря на то что государство за последнее время разработало множество проектов и грантов для поддержки МСП, предприниматели зачастую этой помощью не пользуются, говорит эксперт по вопросам правовой защиты бизнеса московского подразделения «Опоры России» Лариса Науменко. По ее наблюдениям, одни предприниматели ничего не знают о мерах поддержки, другие боятся воспользоваться государственными деньгами и грантами, потому что тогда сразу попадут в поле зрения государства и должны будут отчитываться о каждой потраченной копейке. Многие опасаются карательных мер, если не смогут обосновать свои траты.

Науменко считает, что малые и средние компании могут отнестись с опаской к появлению новой льготной категории сотрудников, если она будет навязана. «Если выяснится, что такой сотрудник не очень эффективен, его будет вдвойне сложно уволить – и государственная инспекция труда, и суды встанут на его сторону», – говорит она. «Ведомости» писали 15 сентября, что Забайкальский край первым из российских регионов решил в рамках поддержки вернувшихся со спецоперации военных гарантировать им работу, для этого работодателям велели нанимать их в приоритетном порядке. Соответствующее постановление подписал заместитель губернатора Александр Костенко (в качестве и. о. губернатора).

Исходя из того документа, обеспечить приоритетное трудоустройство поручается не только всем забайкальским госорганам, но и НКО и индивидуальным предпринимателям. Постановление касается всех участников спецоперации, в том числе тех, кто принимал участие в качестве добровольца или члена ЧВК (такого понятия в законодательстве РФ нет), а также ветеранов боевых действий в Донбассе с 2014 г. Органы местного самоуправления обяжут рассказать каждому ветерану о возможности переобучения и доступных вакансиях.

Минэкономразвития края поручили проинформировать предпринимателей, что они смогут получить льготы за трудоустройство участников спецоперации, а министерство труда и соцзащиты населения обязано будет разработать документы для приоритетного трудоустройства военных и проинформировать работодателей, что они смогут отправить своих сотрудников на переобучение. Как сообщила в своем Telegram-канале вице-спикер краевого заксобрания Виктория Бессонова, бизнесмены и юридические лица будут получать субсидию в 76 129 руб. за наем.

Но все эти меры не предусмотрены федеральным законодательством. Для участников боевых действий нет ни квотирования (как для инвалидов), ни иных мер поддержки при трудоустройстве (как в случае с законопроектом, который подготовили Турчак и Кутепов).

С участниками военной спецоперации может повториться та же история, что и с квотами для инвалидов, добавляет Сафонов. «Здоровых и обладающих нужными навыками кандидатов будут брать в любом случае: что ради статуса социального предприятия, что просто ради закрытия пустующих из-за дефицита кадров вакансий. А людей, потерявших здоровье, возьмут только формально и на мизерную зарплату, лишь бы не вкладывать деньги в адаптацию рабочего места и усилия в обеспечение им определенного режима труда и отдыха», – опасается он.

Кроме того, работодатели вряд ли согласятся за свой счет заниматься психологической реабилитацией таких людей: они предпочтут оставить это государству и взять потом на работу уже реабилитировавшихся и полностью готовых к работе сотрудников, рассуждает эксперт.

«Для меня главное – чтобы сотрудник хорошо работал. И мне тогда будет все равно, кто он – участник боевых действий, инвалид от рождения или просто одинокий родитель», – подтверждает владелец швейного производства и сети магазинов одежды на юге России DorogoBogato Семен Пименов. Сейчас, говорит он, на рынке труда такой дефицит кадров, что он даже без получения статуса социального предпринимателя нанял бы участника военной операции на работу грузчика, кладовщика, сборщика заказов и даже швеей на фабрику, хотя это традиционно женская работа. Демобилизованному бойцу надо только научиться шить, а потом хорошо работать, уверен он.

Поблажки же, которые дает статус соцпредприятия, Пименова мало интересуют, за исключением разве что возможности получить налоговые преференции или льготные кредиты.

Кто такие социальные предприниматели

Статус социального предпринимателя в России начали присваивать с 2019 г., когда были внесены соответствующие поправки в закон об МСП. Согласно ст. 24.1 закона о развитии МСП, доля работников из социально уязвимых групп для этого должна составлять не менее 50%, а расходы на оплату их труда – 25%. Закон причисляет к социально уязвимым категориям инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, одиноких и (или) многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей (в том числе детей-инвалидов), пенсионеров и граждан предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста), выпускников детских домов в возрасте до 23 лет, лиц, осужденных к лишению свободы, беженцев и вынужденных переселенцев, малоимущих граждан.

Второе условие – работодатель должен производить товары или услуги для вышеперечисленных социально уязвимых категорий граждан. Это могут быть производство и реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, программного обеспечения, а также технических средств, которые используются исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации (абилитации) инвалидов, деятельность по организации отдыха и оздоровления инвалидов и пенсионеров, оказание самых разных услуг – социально-медицинских для поддержания и сохранения здоровья путем организации ухода, социально-психологических для оказания помощи в коррекции психологического состояния для адаптации в социальной среде, социально-бытовых для поддержания жизнедеятельности в быту, услуг в сфере дополнительного образования. Нужно, чтобы доля доходов от таких видов деятельности в выручке составляла не менее 50%.

Третье условие – МСП должны, согласно все той же ст. 24.1, обеспечивать реализацию производимых гражданами из числа социально уязвимых категорий товаров, работ, услуг. При этом доля доходов от осуществления такой деятельности должна составлять не менее 50% в общем объеме доходов субъекта малого или среднего предпринимательства. И наконец, четвертое условие – компания или ИП должны решать социальные проблемы общества и работать на достижение общественно полезных целей.

Порядок признания предприятия малого или среднего предпринимательства социальным предприятием закреплен в специальном приказе Минэкономразвития от 29.11.2019 № 773. Согласно приказу, бизнесмен пишет в уполномоченный региональный орган власти заявление о признании его социальным предпринимателем и прилагает к заявлению копию штатного расписания своего предприятия, копии трудовых договоров с работниками из числа социально уязвимых категорий граждан, копии документов, подтверждающих статус этих работников, сведения о численности и зарплате этих работников. Он также должен подать сведения о производстве и реализации товаров, работ или услуг, производимых работниками из числа категорий социально уязвимых граждан и продаваемых таким категориям населения. Наконец, ему понадобятся справки о доле доходов, полученных от производства и продажи таких изделий.

Сведения, указанные в заявлении и других документах, должны быть действительны на день их подачи. И тогда уполномоченный орган не более чем за 30 рабочих дней принимает решение о признании субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием или об отказе в признании его таковым. Далее для подтверждения статуса социального предприятия компания или ИП ежегодно до 1 июня текущего года подает новое заявление и сведения за истекший год, и 10 июля в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства заново вносится запись о присвоении ему статуса социального предпринимателя.

Поддержка предпринимателей

Социальные предприниматели могут получить целый ряд льгот: налоговые преференции, заем под минимальный годовой процент, льготные условия аренды государственного и муниципального имущества, получение грантов, а также информационную и консультационную поддержку. Но конкретный список льгот варьируется от региона к региону.

В каждом регионе в рамках действующего федерального закона формируются местные программы поддержки социальных предпринимателей. В них могут быть прописаны конкретные размеры грантов, конкретные консультационные услуги или налоговые льготы для тех или иных социальных предприятий в определенном регионе, говорит вице-президент Торгово-промышленной палаты России Елена Дыбова. Часто региональные меры поддержки опираются на общую стоимость товаров и услуг, а также на затраты предпринимателей на закупку того же оборудования или товаров в конкретном регионе, замечает член Общественной палаты Сергей Рыбальченко.

Например, во многих регионах сумма гранта для социальных предпринимателей, который предоставляется в виде субсидии, составляет от 100 000 до 500 000 руб. Деньги можно было расходовать на аренду и ремонт нежилого помещения, приобретение или аренду оборудования, оформление результатов интеллектуальной деятельности, покупку сырья, расходных материалов, комплектующих для производства продукции и другие цели. Но в Арктической зоне (в Мурманской области, Ненецком, Ямало-Ненецком округах), где бизнес работает в более сложных условиях, а все товары стоят дороже, сумма грантов может доходить до 1 млн руб.

Во многих регионах индивидуальные предприниматели в социальной сфере могут также не уплачивать налоги в первые два года с начала деятельности. Но в каждом регионе эти льготы распространяются на определенные виды деятельности. Например, в законе Владимирской области № 12-ОЗ от 5.03.2015 «налоговые каникулы» получают социальные предприятия, оказывающие услуги по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания или без него, а также услуги в сфере дополнительного образования. В Костромской области, согласно закону № 676-5-ЗКО от 18.05.2015, налоги поначалу не платят предприятия, обеспечивающие дошкольное и начальное школьное образование, а также социальные услуги без обеспечения проживания. А в Республике Коми безналоговый режим обеспечивается в течение двух лет не только вышеперечисленным социальным предприятиям, но также тем, что занимаются издательской деятельностью или работают в сфере звукозаписи и издания музыкальных произведений (закон Республики Коми от 20.04.2015 № 9-РЗ). Часто региональные особенности налогового законодательства в сфере социального предпринимательства связаны с теми направлениями деятельности, которые в регионе либо уже активно развивают, либо собираются развивать, говорит Рыбальченко.

Обычно за информацией о льготах социальным предприятиям в отдельно взятом регионе предприниматель может обратиться в местный центр инноваций социальной сферы. Они созданы во многих регионах на базе центров поддержки малого и среднего бизнеса «Мой бизнес» и проводят самые разные мероприятия, будь то конкурсы, тренинги или консультации для социальных предпринимателей и социально ориентированных НКО в своем регионе.