Зачем сложно, когда можно просто


Во вторник на прошлой неделе министр печати Михаил Лесин заявил о намерении исправить негативный образ России за рубежом. Готов подписаться под каждым словом его выступления в изложении сетевой "Газеты. ру": "... Стараниями американских и западноевропейских средств массовой информации, представляющих Россию исключительно в негативном свете, в общественном сознании рядовых западных граждан сформировался отрицательный стереотип восприятия нашего государства". Полная открытость, считает Лесин, сможет парализовать "поток антироссийских материалов, не позволяя их авторам своевольно интерпретировать или подбирать факты".

Уже к четвергу число сторонников нашего с министром курса на открытость приросло американскими корреспондентами. "Можно изменить отношение к России простых американцев, - оптимистически восклицает Сабрина Таверниси, московский корреспондент The New York Times. - Но их мнение в основном формирует пресса... PR следует начинать с внятных комментариев в самой России". "Сейчас нам крайне трудно получить комментарии чиновников, поэтому часто официальная точка зрения не появляется на страницах нашей прессы. Думаю, начать изменение имиджа России лучше через американских корреспондентов в Москве", - считает московский корреспондент The Washington Post Питер Бейкер.

Похвастаюсь, что я давно уловил подобные соглашательские настроения в иностранном пресс-корпусе. Ровно год назад, в марте, в моем журнале "СРЕDА" дебютировала рубрика "Как мной манипулировать". Ведет ее корреспондент английской газеты "Индепендент" Патрик Кокбурн, один из самых именитых западных журналистов, работающих ныне в Москве.

Суммировать позицию иностранных корреспондентов можно следующей максимой Кокбурна: "Если вы (правительство. - А. П.) сами создаете вакуум информации по ситуации, которая интересует людей, то не надо жаловаться на то, что этот вакуум заполняют ваши враги".

Выходит, иностранный пресс-корпус готов сам "парализовать поток антироссийских материалов" и не позволять себе "своевольно интерпретировать или подбирать факты". Дело за малым - пусть теперь правительство обеспечит "полную открытость". И, между нами, для иллюзии полной открытости поначалу вполне достаточно просто грамотных и своевременных официальных пресс-релизов.

Единственное, в чем мы с г-ном Лесиным не сходимся, - это в методах достижения общей цели и в цене вопроса. Министр хочет развернуть широкомасштабную рекламно-пропагандистскую кампанию во благо России в самых дорогостоящих западных СМИ и обещает "денег не жалеть" ("Газета. ру" оценила эту фразу в $100 млн). Я же предлагаю воспользоваться бесплатными советами иностранных корреспондентов, а образ улучшать за счет западных средств. Готов подсказать г-ну Лесину, в какие американские и европейские программы технического содействия России обратиться, чтобы получить гранты на обучение пресс-секретарей составлению тех самых грамотных пресс-релизов.

Хотя, подозреваю, что с точки зрения бизнесмена Лесина, бесплатный имидж хуже мышеловки.

Автор - главный редактор журнала о СМИ "СРЕDА"