Женская логика на медиа-рынке
По случаю прошедшего праздника расскажу "женскую историю". В мае 1994 г. я вел международный журналистский семинар в Киеве. Одна из участниц, Антье Пипер, главный юрист германской общественной вещательной корпорации WDR, пропагандировала профессиональные стандарты западных СМИ - разделение новостей и мнений, служение общественному интересу, творчество отдельно - бизнес отдельно... Ей оппонировала Елена, журналистка из харьковской частной телекомпании. Мать двоих детей при безработном муже и официальной зарплате в $30, она не видела возможности выжить иначе, как подрабатывая "заказными" сюжетами, "джинсой", по заданию руководства или инициативно.
Антье и Елена совместно набросали нечто вроде контуров реалистического профессионального кодекса постсоветской журналистики. "Даже "джинсуя", надо уметь соблюдать достоинство" - таков был его лейтмотив. Практичная немка, не знавшая ни слова по-русски, на удивление быстро просекла особенности нашего переходного периода. Это далеко не всегда удается тем, кто обязан понимать их по роду занятий. 23 февраля PR-фирма Promaco PR/CMA публично уличила в размещении "заказухи" солидные и популярные московские газеты. Сюжетом заинтересовалась и пресса иностранная. Высказался английский The Guardian (1. 03.): "Красные от стыда щеки и не лучшая реклама для свободной прессы, особенно когда президент Владимир Путин подвергается критике за попытки подавить свободу печати и журналисты бьют тревогу". А американская The Christian Science Monitor (5. 03.) без тени иронии цитирует слова генерального секретаря Союза журналистов РФ Игоря Яковенко: "Это последний звонок для всех журналистов... Необходимо срочно выработать кодекс этики для нашей профессии и обеспечить средства для его соблюдения". Самое неожиданное в этих статьях вот в чем: как открытие западному читателю подается нечто в России давно всем известное, а именно: значительная часть нашей прессы коррумпирована. А уж этических кодексов на моей памяти СЖ инициировал едва ли меньше, чем избрал "джинсующих" редакторов в свои руководящие органы.
Действительная же польза от акции Promaco такова: появились объективные показатели для оценки движения прессы к "соблюдению достоинства". Перво-наперво из 21 издания, которому "контрольную заметку" предложили, согласились напечатать ее за плату лишь 13. Более того, как заметила The Moscow Times (27. 02.), из них 4 газеты опубликовали материал в "рекламном оформлении", т. е. тоже "соблюли достоинство" (за содержание рекламы редакции ответственности не несут). Но и это не конец приятным сюрпризам. Оказывается, все проплаты были сделаны "по-белому", т. е. через бухгалтерию. Больше половины искушаемых отвергли "заказуху" в чистом виде! "Джинсовщики" не вводят в заблуждение налоговые органы! Те из нас, кто помнит беспорядочные денежные связи отечественных СМИ 1992 - 1996 гг., а также в первые полтора года после августа 1998 г., имеют все основания повторить вслед за статс-секретарем Минпечати Михаилом Сеславинским: "Доля скрытой рекламы постоянно уменьшается. Люди научились работать" (The Russia Journal, 3 - 9. 03). Вот это действительно новость! Автор - главный редактор журнала о СМИ "СРЕDА"