СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: Чужой среди своих


Когда компания вынуждена приглашать топ-менеджера со стороны, она стоит перед следующей дилеммой - взять человека из компании-конкурента или из другой отрасли. Какой из этих вариантов оптимален? Простого ответа на этот вопрос нет: не только у нас, но и в мировом бизнес-сообществе соперничают две противоположные точки зрения: менеджер должен быть профессионалом в своей отрасли, перемещение менеджера между отраслями ничем не оправдано; менеджер обязательно должен иметь опыт работы в разных отраслях, только такой опыт позволит ему быть действительно эффективным.

В России, по нашим оценкам, около 40% менеджеров при смене работы переходят в другую отрасль. Это объясняется быстрым развитием бизнеса - еще не успел сформироваться слой менеджеров, достаточный для удовлетворения потребностей рынка. Основную часть этого слоя составляют управленцы, сделавшие карьеру в начале 90-х гг. в западных компаниях, работающих в секторе FMCG. Перемещения из отрасли в отрасль - отражение макроэкономических тенденций. Российский бизнес начал развиваться с торговли - в этом секторе сейчас наиболее сильные менеджеры. Но постепенно происходит отток менеджеров в другие отрасли. Сейчас интенсивно развивается производство - менеджеры из торговли, IT-индустрии и консалтинга перемещаются в производственный сектор.

Для ряда функций знание специфики отрасли не имеет большого значения, главное здесь - менеджерские и профессиональные навыки. К таким функциям можно отнести маркетинг, продажи, управление финансами, общий менеджмент, IT. Опыт нашей работы подтверждает этот вывод: в декабре мы закончили проект для нашего клиента - одного из лидеров в области IT-индустрии, позицию директора по маркетингу в этой компании занял менеджер из компании Mars. Знание специфики отрасли для правильной организации функции маркетинга менее важно, чем профессиональные знания и способности менеджера.

По нашим наблюдениям, чаще всего переходят из отрасли в отрасль специалисты по продажам - работает формула "Хорошему продавцу все равно, что продавать". И действительно, если менеджер организовал продажу потребительских товаров, то почему он не сможет организовать продажу пластиковых карт? В полной мере это относится и к руководителям финансовых подразделений. Умение поставить управленческий учет и бюджетирование, организовать планово-экономическую деятельность необходимо финансовому менеджеру независимо от отрасли. Так, например, в компании "ЮКОС" на ключевой позиции в финансовом блоке работает менеджер, который до этого около двух лет проработал финансовым директором IT-компании.

Пожалуй, переход из одной отрасли в другую практически не реален только для менеджера-производственника, отвечающего за организацию технологического и промышленного процессов, разработку и соблюдение стандартов. Прежде чем принять решение, из своей отрасли брать человека или из другой, нужно взвесить все достоинства и недостатки обоих вариантов. Менеджер из своей отрасли: 1) Достоинства: - хорошее знание специфики отрасли вызовет высокое доверие у нанимателя опыту менеджера, позитивные ожидания большинства работников компании; - положительный опыт решения аналогичных задач поможет новому руководителю инициировать структурные изменения, выдвинуть новые идеи и по-новому распределить должности; - сокращение адаптационного периода: нет необходимости в узнавании отраслевой специфики. 2) Недостатки: - "замыленность глаза". Знание ситуации в отрасли и приемов, с помощью которых в ней принято решать те или иные задачи, может помешать менеджеру воспринять новые идеи. Менеджер из другой отрасли: 1) Достоинства: - "свежий взгляд": при переходе из одного бизнеса в другой руководитель менее скован проблемами отрасли, он может помочь компании посмотреть на какие-то вещи по-новому; - возможность перенести и внедрить в компании схемы или методы управления, которые он применил в прежней компании и которые можно применить в новой с учетом смены отраслевой специфики; - возможность (для компании) развивать направление или функции, которые до этого не были поставлены. Например, до недавнего времени в банковской системе классического маркетинга не было - его заменяла реклама. Сегодня руководители российских банков осознают необходимость маркетинга - для этого нужны менеджеры, которые понимают, как организовать эту функцию. Наиболее развиты отделы маркетинга в западных компаниях FMCG - откуда можно привлекать сильных директоров по маркетингу. 2) Недостатки: - незнание специфики отрасли заставляет менеджера дольше приспосабливаться к новой структуре, тратить больше усилий и времени на то, чтобы отличить главное от второстепенного. Это ограничивает возможности менеджера быстро принимать решения по стратегическим вопросам; - отсутствие опыта в решении специфических отраслевых задач, стоящих перед компанией. Наша практика показывает: если стоит проблема выбора, то при прочих равных условиях менеджер, знакомый со спецификой отрасли, более эффективен. Пожалуй, исключение составляют генеральные менеджеры, для которых не имеет значения, чем управлять. Если наиболее привлекательный или единственно подходящий кандидат - это менеджер из другой отрасли, следует быть готовыми к достаточно долгому процессу узнавания менеджером специфики бизнеса компании.

Автор - партнер компании "Росэксперт" (подбор руководителей высшего звена)