ОТ РЕДАКЦИИ: Цена "Славнефти"


Последствия возможного переноса аукциона по "Славнефти" можно предугадать, вспомнив судьбу все той же "Роснефти": после троекратной отмены аукциона в 1998 г. она потеряла свои основные активы. В 1999 г. государству удалось вернуть их в "Роснефть". Получится ли во второй раз?

Среди чиновников, готовящих сделку года - продажу государством 74,9% акций "Славнефти", начались раздоры. Счетная палата заявила, что начальная цена пакета, установленная Российским фондом федерального имущества ($1,7 млрд), занижена. Теперь у противников аукциона появился шанс добиться его отмены.

По всей видимости, в Счетной палате даже рассчитали срок возможного нового аукциона - проверку активов "Славнефти" решено продлить до февраля. Такое решение может негативно подействовать на желание потенциальных покупателей участвовать в торгах, назначенных на 18 декабря. Ведь победителю придется еще, как минимум, два месяца терпеть аудиторов Счетной палаты, которые будут "изучать состояние активов", купленных им, как минимум, за $1,7 млрд.

Решение Счетной палаты оказалось неожиданным. До сих пор складывалось впечатление, что чиновники дружно хотят продать "Славнефть" и как можно дороже. Теперь же, ссылаясь на данные Счетной палаты, и президент, и депутаты, и просто любой гражданин России могут требовать отмены аукциона и объявления нового, с более высокой стартовой ценой.

Даже если никто не сможет убедить премьер-министра Михаила Касьянова в необходимости переноса аукциона (а такое решение в случае чего должен принять именно он), наши многочисленные суды смогут обеспечить желающих исполнительными листами, запрещающими проведение аукциона с начальной ценой $1,7 млрд. Например, какая-нибудь бабушка из Тувы пожалуется в суд на свою маленькую пенсию, размер которой невелик из-за неэффективной распродажи госимущества.

История приватизации "Славнефти" начинает напоминать историю с продажей "Роснефти" в 1998 г.: на аукцион выставляется такой же большой пакет, вокруг него возникает нешуточный ажиотаж, у руля госкомпании друзья той же "Сибнефти" - главного фаворита аукциона. Кстати, Счетная палата и в 1998 г. была недовольна начальной ценой 75% акций "Роснефти". Тогдашнему замминистра финансов Олегу Вьюгину пришлось объяснять аудиторам, что их мнение не имеет никакой юридической силы.