Вооруженный дендизм


Почему фильм про группу молодых американских пацифистов, которые вдруг полюбили оружие, не попал в берлинский конкурс? Вероятно, потому, что Берлин при всей ориентации на политику и социальность боится чересчур провокативного кино. Например, такого, где юные герои стреляют в полицейских и этих героев при этом жаль.

“Дорогая Венди” – имя пистолета, которому главный герой по ходу фильма пишет письмо. Самое примечательное: сценарий сочинил Ларс фон Триер (напомню: его “Идиоты” получили сертификат “Догмы” № 2). Поскольку действие происходит в Америке и фильм критичен по отношению к ней, его сравнивают с триеровским “Догвиллем”. Главную роль в фильме Винтерберга сыграл британец Джейми Белл: балетный мальчик из знаменитого еще вчера фильма “Билли Эллиот”, успевший повзрослеть и превратиться в очень хорошего актера. Шарфы для главных персонажей разрабатывала как дизайнер жена фон Триера.

Нашей публике фильм будет доступен скоро. Томас Винтерберг доступен уже сейчас.

– Ваш фильм можно воспринять как антиамериканский. Его сопоставляют с “Догвиллем”, а вы вдобавок друг фон Триера.

– Я бы сказал – не просто друг: я воспринимаю его как старшего брата.

– Тем более! Как смотрели ваш фильм на только что завершившемся главном фестивале американского кино в Санденсе, где вся публика – именно американцы?

– Хорошо. Много смеялись. Другое дело, как выяснилось после просмотра, что некоторые в Америке восприняли мой фильм как оскорбительный. Дескать, опять эти датчане, как в “Танцующей в темноте” и “Догвилле”, изображают Америку страной эгоистичных уродов, которые легко могут казнить всех, кто от них отличается. Меня это, в свою очередь, тоже обидело, поскольку я снимал универсальную картину, притчу, действие которой могло бы происходить в любой стране. Ведь любовь к оружию – тема универсальная.

– Мне кажется, в этой любви есть сексуальный оттенок. Так ли это?

– Конечно. Я вообще считаю, что снял очень сексуальную картину. Когда человек ревнует другого к своему пистолету – это что, обычное дело? Просто потому, что тот к его пистолету прикоснулся? Ларс, конечно, умеет придумывать лихие сюжеты…

– Почему и вы, и Ларс фон Триер столь сильно озабочены Америкой?

– Потому что это наиболее мифологическая страна. И как страна мифологическая она гораздо более интересна, нежели страна реальная. В отличие от Ларса, который никогда не был в Америке из-за (как он уверяет) боязни путешествий, я был там. Побывал и в Санденсе. Сначала как человек, ощущающий себя европейским социалистом, я возненавидел эту страну. Ну где еще может быть такое, чтобы по эту сторону реки стояли бедные кварталы, где преступность – самое обычное дело, а по ту сторону реки – кварталы богатые и безопасные? Нормально ли, что человек с детства осознает свою принадлежность либо к избранному классу, либо к отбросам общества? Но потом я осознал, что в американском социальном устройстве не все так примитивно.

– Ваше кино и кино Ларса явно альтернативно Голливуду. Это позиция?

– Я с вами не соглашусь. “Дорогая Венди” не противоречит голливудской традиции. Фильм снят на английском. Главный герой там – оружие. Главное настроение – сентиментальность. Речь идет о добре и зле. Это что, не Голливуд?

– В таком случае задам вопрос: оружие и его власть – они действительно вас пугают или же вы рассматриваете их лишь как одну из вечных тем кинематографа, поскольку без девушки и пистолета ни один нормальный фильм обойтись не может?

– И то и другое. Я, конечно, понимаю, что власть оружия – опасная социальная проблема. Хотя в Дании в отличие от Америки никто не носит под курткой пистолет. Но наша с Ларсом картина – все-таки кино. И там много ироничного. Америка – крайняя граница западной цивилизации, оттого там и ценят ружья с пистолетами. Но наша картина скорее о дендизме. Наши герои-мальчики – денди. Картина – о противостоянии “вестернового” американского мышления, когда пистолет – это все и ты стреляешь при первой опасности, и мышления английского, когда романтика и сентиментализм важнее всего, а оружие – лишь объект романтических фантазий. Да что вообще говорить? Мы датчане, мы снимаем кино – это для нас важнее всего.