Новая партия Каспарова


В конце прошлой недели, выиграв один из самых престижных шахматных турниров в испанском Линаресе, Каспаров объявил, что “сделал в шахматах все, что мог, даже больше”. Теперь, пояснил спортсмен в распространенном в пятницу заявлении, он намерен “использовать свой интеллект и стратегическое мышление в российской политике”. “Я считаю, что сейчас страна движется в неправильном направлении, поэтому надо помочь России, помочь российским гражданам сделать страну удобной, справедливой и свободной”, – сказал Каспаров. А для этого, обещал шахматист, он будет “делать все возможное, чтобы противостоять диктатуре Путина”.

Каспаров давно сочувствует российским демократам. Он стоял у истоков создания Демократической партии России (ДПР) в 1991 г., а затем стал одним из основателей демократического объединения “Либеральный союз”. Все 1990-е Каспаров участвовал в деятельности разных демократических партий. В 2004 г. возглавил “Комитет-2008. Свободный выбор” – его главной целью провозглашена подготовка свободных выборов президента России в 2008 г. При этом Каспаров считает необходимым объединить усилия демократов в новой партии и создать ее “с чистого листа”.

Соратники Каспарова рады, что теперь он целиком сосредоточится на политике. “В конце 80-х Гарри [Каспаров] уже играл активную роль в создании демократической оппозиции. Теперь снова переломная эпоха, и символично, что он возвращается”, – замечает ближайший сподвижник шахматиста Владимир Рыжков, который тоже входит в “Комитет-2008”. Лидер “Яблока” Григорий Явлинский называет Каспарова “человеком очень талантливым”. В эфире “Эха Москвы” он сказал, что, “если совпадут подходы, цели, взгляды”, его партия будет сотрудничать с экс-шахматистом. А бывший лидер СПС Борис Немцов иронизирует, что если Каспаров “сможет понять, что шахматы – индивидуальная игра, а политика – коллективная”, то сможет и объединить оппозицию. “Позитивно” отнесся к решению Каспарова и живущий в Израиле совладелец “ЮКОСа” Леонид Невзлин. В пятницу он объявил, что потенциально готов профинансировать любого демократического кандидата, который выставит свою кандидатуру на президентских выборах против Владимира Путина.

Однако, напоминает президент Центра политических технологий Игорь Бунин, Каспаров относится к “непримиримой оппозиции”. Он сможет отражать интересы целых социальных групп “только в том случае, если это будет совпадать с его интересами”, ведь “он абсолютно бескомпромиссен”, говорит известный политтехнолог, просивший не называть его имени. “Учитывая эти две особенности характера, я сомневаюсь, что у Каспарова получится в политике что-то серьезное”, – сожалеет он. Известность Каспарова как спортсмена лишь основа для популярности среди избирателей, к которой надо добавлять “политическую надстройку”, добавляет президент группы “Меркатор” Дмитрий Орешкин.

По подсчетам Бунина, за оппозицию готовы голосовать не более 10% россиян, а за объединенную партию и вовсе 5–7%. Орешкин оценивает потенциальный электорат демократов в 30%. “Каспаров теоретически мог бы персонифицировать ожидания либерально-западнической части избирателей, но [для победы] важнее стать консенсусной фигурой для элит, для которых он абсолютно чужеродная фигура”, – считает Орешкин.