Последователи Эдисона


На одной из стоянок компании – производителя аудиосистем Bose в Фремингеме, Массачусетс, полным ходом идут испытания. Инженеры компании стремятся открыть все возможности нового неожиданного изобретения: автомобильной подвески.

Какое отношение автомобильная подвеска имеет к аудиосистемам, шумоизолирующим наушникам, колонкам и портативным радиоприемникам? Большинство из нас считают, что весьма небольшое. Однако Амар Боз – изобретатель в лучших традициях Томаса Эдисона, и его жажда открытий заставляет компанию работать в отраслях, где, кажется, уже невозможно придумать ничего нового.

Компании Bose не приходится отчитываться перед акционерами и в этом один из секретов ее успеха, утверждает Боз. Он полагает, что частные компании имеют неоспоримое преимущество в исследованиях, так как им не надо отчитываться перед финансовыми аналитиками с Уолл-стрит или перед федеральными регулирующими органами.

Процесс разработки автомобильной подвески в компании Bose растянулся на 24 года. Для открытых акционерных компаний это было бы непозволительной роскошью. Но Боз терпеливо вкладывал деньги в разработки, результатом которых должно стать создание полуактивной подвески, способной превратить езду по самой неровной дороге в удовольствие. Суммы, которые компании приходится тратить, очень тревожат финансового директора, с улыбкой говорит Боз.

Сейчас Бозу 75, он родился и вырос в Филадельфии, в семье индийского иммигранта. Машинами заинтересовался еще в 50-х гг., после того как купил Pontiac с пневматической подвеской. “Я 10 лет ездил на этой машине и досконально изучил подвеску, – говорит он. – Под машиной я провел примерно столько же времени, как и за рулем”. Его следующей машиной стал Citroеn DS 19, славящийся уникальной пневматической системой подвески.

Управление этими автомобилями стало отправной точкой в его попытке построить математическую модель процесса управления автомобилем. Бозе хотел понять, почему роскошный седан не может похвастаться управляемостью спортивного автомобиля, а ход спортивной машины не может быть таким же плавным, как у седана.

Первые математические модели появились в 1980 г. Для следующей фазы исследований, которая длилась пять лет, Боз пригласил ассистента. Наконец, в 1985 г. компания начала нанимать персонал для создания деталей подвески и необходимого программного обеспечения. Команда исследователей росла, и сейчас в ней работает 20 человек. Боз каждый день выкраивает время для участия в исследовании (не в ущерб своей административной деятельности), но в разработке компонентов он практически не участвовал.

Нил Лакритц, менеджер, который руководил исследованием последние 10 лет, утверждает, что Боз часто повторял, что не может ждать. Но исследование не было ограничено во времени. В 1985 г. ни двигателей, ни усилителей, необходимых для системы, не существовало. Их разработка стала большим шагом вперед.

Подвеска Bose смягчает удары и уменьшает укачивание, а также минимизирует другие последствия агрессивного вождения и торможения. Во время одного из тестов автомобиль Lexus LS 400, оснащенный такой подвеской, по уровню управляемости превзошел Porsche 911, одну из лучших машин в мире.

Подвеска оснащена четырьмя не совсем обычными амортизаторами. В каждый из них вмонтирован линейный электромагнитный двигатель, приводящий в движение стойку, которая смягчает удар при наезде на кочку или рытвину.

При резком повороте и торможении подвеска уменьшает занос машины и качку в салоне, потребляя при этом в три раза меньше энергии, чем кондиционер.

Инженеры Bose утверждают, что массивные детали будут в итоге облегчены наполовину от сегодняшнего веса в 180 кг. В этом случае система может с легкостью заменить переднюю и заднюю подвески большинства производимых сейчас автомобилей.

При этом Боз настаивает на том, чтобы его подвеской оснащались роскошные автомобили и хочет продавать ее за $20 000.

В компании Bose, оборот которой в прошлом году составил $1,7 млрд, работают 8000 сотрудников. Заняться поиском коммерческих приложений своим изобретениям Бозу в 1964 г. посоветовал его научный руководитель, профессор Сай Ли.

Когда компания открылась, в ней работал всего один сотрудник, бывший студент Массачусетского технологического института. Он получал $10 500 в год, что превышало зарплату самого Боза в институте. Получать зарплату в собственной компании Боз начал лишь через четыре года после ее основания.

Бизнес был довольно неустойчивым, пока в 1968 г. компания не вышла на рынок оборудования класса премиум со своей аудиосистемой 901 Direct/Reflecting, которая при прослушивании создает эффект концертного зала.

Профессиональными аудиосистемами компания начала заниматься в 1972 г. В 1975-м была создана система 301 Direct/Reflecting, и Боз утверждает, что она стала одной из наиболее продаваемых в мире. В 1982 г., организовав совместное предприятие с отделением General Motor – компанией Delco Electronics, Bose стала выпускать аудиосистемы для автомобилей.

Сегодня Боз не заинтересован в быстрых результатах. “Исследования всегда приводят к интересным открытиям, – говорит он, – и приносят прекрасные плоды”.

При этом он не мучается вопросом целесообразности своих исследований. “Я исследовал все, что меня привлекало, и это стало одной из причин основания компании”, – говорит он.

Боз утверждает, что сейчас его компания помимо системы автоматической подвески разрабатывает еще несколько не связанных друг с другом проектов. Он по-прежнему верит, что свободный творческий поиск всегда окупается, по крайней мере, в долгосрочной перспективе. (FT, 10.02.2005, Полина Михалева)