$350 на человека в год


По закону компании, управляющие ПИФами, должны отдавать заказы той брокерской фирме, которая предлагает им лучшую цену, так как комиссионные трейдерам выплачиваются из средств пайщиков. Но в надежде получить крупные заказы брокеры делают топ-менеджерам управляющих компаний дорогие подарки и тратят немалые средства на их развлечения.

Экономить на подобных расходах не принято, особенно если речь идет о заказах большой компании. Так, трейдер Jefferies Group на Рождество 2003 г. подарил коллегам из Fidelity Investments, крупнейшей в мире управляющей компании, несколько бутылок вина, которые стоили $10 000. Трейдер был уволен, Jefferies после этого случая к подаркам стала относиться строже. Тем не менее в 2004 г. она заплатила $30 000 за билеты на Уимблдон для трейдера Fidelity.

Bank of America несколько раз приглашал Скотта Десано, руководителя подразделения Fidelity по операциям с акциями, на ежегодный турнир по гольфу AT&T Pebble Beach National Pro-Am. У Десано даже была возможность играть вместе со звездами в матчах, доходы от которых шли на благотворительность.

Брокеры возили сотрудников Fidelity на частных самолетах в Лас-Вегас и на крупные спортивные соревнования, в том числе на матчи Суперкубка по бейсболу и теннисный турнир в Уимблдоне. Чтобы установить, насколько распространенной была эта практика, Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) и NASD сейчас проводят расследования.

А прокурор Бостона начал в отношении Fidelity уголовное расследование: в частности, речь идет о том, что брокеры поставляли трейдерам компании наркотики и проституток. Fidelity заявляет, что сотрудничает с властями и регуляторами, но сами расследования не комментирует. В декабре прошлого года она наказала 14 трейдеров за нарушение этических норм, в том числе за принятие дорогих подарков от компаний, ведущих бизнес с Fidelity. Пяти трейдерам пришлось покинуть компанию.

NASD разрешает брокерам делать сотрудникам ПИФов подарки не дороже $100. Правил, определяющих лимит развлекательных мероприятий, пока нет. Если такие мероприятия “происходят не слишком часто и обходятся не слишком дорого”, NASD их не запрещает.

Но скоро ситуация может измениться. NASD и Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) решили совместно выработать стандарты допустимых расходов на развлечения. В частности, предлагается установить лимит в $350 на одного человека за одно развлекательное мероприятие. За год на одного человека также нельзя тратить более $350. NYSE помимо этого предлагает ограничить расходы компаний на проведение конференций: они не должны превышать $1000 на человека в год.

Впрочем, мало кто сомневается, что любые новшества Уолл-стрит встретит в штыки: они будут восприняты как вмешательство регуляторов в деловые отношения, которые всегда считались в США нормой. Прецеденты уже были. На этой неделе SEC обвинила председателя совета директоров и гендиректора Fidelity Эдуарда Джонсона и его жену в том, что в 2002 г. они получили от одной брокерской компании билеты на соревнования по фигурному катанию на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити. В ответ компания заявила, что “в США гендиректора крупнейших корпораций традиционно участвуют в развлекательных мероприятиях”, потому что эти контакты помогают укрепить доверие компаний друг к другу. (WSJ, 30.06.2005, Татьяна Бочкарева)