Миноритарии подвели


Президент “Роснефти” Сергей Богданчиков впервые заявил о консолидации “дочек” “Роснефти” примерно год назад. Когда в апреле этого года “Роснефть” приняла решение перевести 12 основных “дочек” на единую акцию, Богданчиков сказал, что это увеличит капитализацию “Роснефти” на $10 млрд. Если все миноритарии “дочек” захотят участвовать в обмене, они получат 11,85% акций “Роснефти”. В противном случае желающие могут продать свои акции. До конца сентября госкомпания планировала провести допэмиссию акций для консолидации, в октябре – конвертировать бумаги.

2 июня внеочередные собрания акционеров всех “дочек” “Роснефти” рассматривали вопрос о присоединении к головной компании. “Роснефть” сообщала, что, по предварительным данным, акционеры каждой из них поддержали консолидацию.

Но госкомпания поспешила. После подсчета голосов выяснилось, что на собрании “Сахалинморнефтегаза” не набралось кворума. Из-за этого не был одобрен договор о присоединении к “Роснефти”, сообщил в пятницу “Сахалинморнефтегаз”. Этот вопрос – сделка с заинтересованностью, поэтому сама “Роснефть” голосовать не смогла, объясняется в сообщении. Всего миноритарным акционерам принадлежат 28,7 млн обыкновенных акций сахалинской компании. Таким образом, кворум по этому вопросу составлял более 14,35 млн акций. Но на собрании зарегистрировались владельцы чуть более 3 млн бумаг. Тем не менее решение о реорганизации компании путем присоединения к “Роснефти” акционеры приняли – по этому вопросу “Роснефть” могла принимать участие в голосовании.

“Сахалинморнефтегаз” – единственная “дочка”, где возникли проблемы, сказал источник в “Роснефти”, в остальных решения о консолидации приняты. Представитель “Роснефти” Николай Манвелов объяснил неявку миноритарных акционеров тем, что среди них в основном владельцы привилегированных акций: “Они обычно не принимали участия в собраниях, так как их акции не являются голосующими, – дивиденды компания выплачивает ежегодно”. “На этот раз они просто не поняли, что их голос необходим, – отмечает Манвелов. – Теперь среди акционеров будет проведена разъяснительная работа”. В “Роснефти” надеются, что сроки консолидации будут соблюдены, и обещают в ближайшее время объявить о созыве нового собрания. По закону “Об акционерных обществах” собрание акционеров должно быть объявлено за 30 дней до его проведения, кворум на повторном собрании будет меньше – 30% голосов.

Странно, что на собрание не пришли акционеры именно “Сахалинморнефтегаза”, говорит управляющий директор Newport Capital Александр Саломахин, миноритарный акционер другой “дочки” “Роснефти” – Комсомольского НПЗ. Именно у сахалинской “дочки” оценка была наиболее приемлемой, считает он. В пятницу обыкновенная акция компании на ММВБ стоила 610 руб., объявленная цена выкупа – 473,89 руб. В сахалинской “дочке” работали многие менеджеры “Роснефти”. Богданчиков был совладельцем “Сахалинморнефтегаза”, когда руководил этой компанией. Как он сам признавался “Ведомостям”, у него было больше процента акций компании, которые он продал в 1997–1998 гг.

Но у “Роснефти” может возникнуть и еще одна проблема. Саломахин считает коэффициенты, предложенные для Комсомольского НПЗ, несправедливыми и обещает оспорить их в суде. По его словам, московский суд отказал ему в принятии иска, направив его по месту регистрации завода – в Хабаровский край. В “Роснефти” парируют, что компания законодательства не нарушала.