“Российский” судостроитель


Вчера “Ако Барсс” договорился о продаже 51% акций Выборгского судостроительного завода с группой инвесторов – физических лиц, сообщил председатель совета директоров ВСЗ и основной владелец “Ако Барсса” Сергей Завьялов. Назвать покупателей акций предприятия он отказался, подчеркнув только, что сделка завершится в апреле следующего года, но новый совет директоров ВСЗ может быть избран на внеочередном собрании акционеров завода, которое намечено на 15 декабря.

По словам Завьялова, покупателями являются люди, связанные с “финансовым бизнесом в Петербурге” и не имеющие активов в судостроении.

Источник, близкий к ВСЗ, сообщил “Ведомостям”, что новыми акционерами предприятия станут акционеры банка “Россия”. Об этом известно чиновнику областного правительства и одному из российских судостроителей.

В пресс-службе банка отказались от комментариев.

Завьялов давно пытался найти партнера, который помог бы профинансировать реконструкцию предприятия. Для его обновления необходимо, по оценке Завьялова, 1,5–3 млрд руб. В середине 2004 г. он заявил, что предложил войти в состав акционеров ВСЗ казахскому нефтетрейдеру Mobilex Energy, для которого завод строил танкеры, но казахи не заинтересовались судостроительным бизнесом. А в конце прошлого года Завьялов ненадолго покинул завод и занял должность директора проекта “Надводное судостроение” Объединенной промышленной корпорации (ОПК) Межпромбанка, который владеет петербургскими Балтийским заводом и “Северной верфью”. Весной этого года один из сотрудников ОПК рассказывал “Ведомостям”, что корпорация обсуждала с Завьяловым возможность покупки ВСЗ, но отказалась от этой идеи, поскольку завод не соответствовал концепции развития судостроительных активов ОПК.

Акционеры “России” имеют хорошие связи с “Газпромом”, которому вскоре понадобятся платформы для освоения шельфа, поэтому новые владельцы ВСЗ смогут загрузить предприятие, говорит сотрудник одного из петербургских судостроительных предприятий. По его оценке, контрольный пакет ВСЗ стоит около $5 млн. Во столько же оценивает контроль над предприятием и еще один судостроитель.

ВСЗ технологически совместим с новейшими западными верфями, считает главный специалист НИИ технологии судостроения Илья Вайсман. “Kvaerner оставила на заводе хорошую современную технологическую базу, он может строить суда как по российским, так и по западным проектам”, – говорит эксперт. Он напоминает, что в концепции развития судостроительной отрасли, разработанной в этом году Минпромэнерго, ВСЗ назван одним из наиболее вероятных исполнителей заказа по строительству буровых платформ стоимостью несколько миллиардов долларов для освоения “Газпромом” Штокмановского месторождения.