Телефонное право

Сотовый телефон уже давно не роскошь и не просто средство общения. С его помощью можно не только делать фото, слушать радио, но и управлять банковским счетом

По словам начальника управления развития комиссионных операций «ВТБ 24» Юлии Деменюк, для многих клиентов наличие мобильного сервиса – один из критериев выбора банка. «Как правило, им пользуются молодые занятые люди, которые ценят время. Они делают платежи на бегу или в пробках», – говорит начальник отдела управления мобильным банком Альфа-банка Андрей Алексахин.

Более надежными с точки зрения защиты информации и удобными являются системы со специальными sim-картами. Информация на них защищена так же, как и пластиковая карта с чипом, подчеркивает зампред правления Московского банка реконструкции и развития (МБРР) Владимир Агуреев. А главным минусом такой системы является ее привязка к определенному мобильному оператору. Чтобы провести платеж, достаточно просто выбрать в меню нужную операцию. Sim-карты выдают клиентам МБРР (совместно с МТС) и Сбербанк (при участии «Мегафона» и Visa).

В России услуга мобильного банкинга стала появляться в 2004 г. Тогда она сводилась к sms-информированию. Сегодня крупнейшие российские банки в той или иной мере предоставляют эту услугу.

У большинства банков услуга по-прежнему ограничена рассылкой эсэмэсок об операциях по счету и проч. и не позволяет дистанционно управлять счетами. По данным руководителя направления по работе с банками компании i-Free Виктории Подуновой, этой услугой в крупных банках пользуется до 30% держателей карт. Также с помощью sms можно направить в банк запрос, в ответ на который клиенту сообщат остаток на счете или другую интересующую его информацию, например сумму минимального платежа по кредиту. Такая система действует в Банке Москвы. Клиент идентифицируется по номеру телефона мобильника и последним четырем цифрам карты.

На услугу можно подписаться, скажем, во время оформления карты или позже – например, sms-оповещение Ситибанка Citibank Alerting Service можно включить через систему интернет-банкинга Citibank Online или позвонив в колл-центр.

Секреты технологии

Но есть банки (в частности, «ВТБ 24», Альфа-банк, Сбербанк), позволяющие клиенту через мобильник проводить различные платежи и переводить деньги со счета на счет.

Отдельной мобильной версии для проведения платежей в Ситибанке нет, однако сайт Citibank Online оптимизирован для доступа со смартфонов. Директор департамента разработки и сопровождения продуктов розничного бизнеса Номос-банка Александр Базанов убежден, что будущее мобильного банкинга в возможности доступа в интернет с телефона. «Сейчас нет большой разницы в том, зашли вы в наш интернет-банк с настольного компьютера, ноутбука, смартфона, КПК или iPhone», – говорит он.

В «ВТБ 24», Райффайзенбанке и некоторых других банках можно проводить платежи с помощью особых комбинаций sms с любых типов мобильников. Для этого надо построить сложную команду из блоков букв и цифр. Сотрудники банков советуют заранее неспешно составлять и сохранять в телефоне шаблоны таких команд. За их отправку sms придется платить по тарифам мобильного оператора.

Некоторыми банками для удобства клиентов разработаны специальные приложения на языке Java. Сначала их скачивают с сайта банка. Чтобы провести платеж, необходимо просто выбрать нужный пункт в меню и ввести сумму. При передаче информация шифруется. Услуги такого уровня своим клиентам также предоставляют Сбербанк, ИС банк и некоторые другие. А Росбанк и «ВТБ 24» готовятся к их внедрению.

Банк в «симке»

Платим не за все

Стоимость услуг мобильного банкинга составляет 50–80 руб. в месяц. Некоторые банки вообще не берут за него плату с клиентов. А тем, кто проводит мобильные платежи, банки зачастую предоставляют льготы, снижая плату за транзакции (см. таблицу).