Нестрашное торнадо

Крупнейший в Северной Америке торговец электроникой Best Buy собрался в Россию. Он зарегистрировал товарный знак Future Shop и регистрирует знак Best Buy
Reuters

Best Buy

ритейлер. Крупнейшая розничная сеть США по продаже бытовой электроники. Магазины работают под марками Best Buy, Pacific Sales, Future Shop и др. Общее число магазинов – 1349 (США, Канада, Китай), общая площадь – 4,6 млн кв. м. Выручка – $40 млрд (2007 финансовый год, закончился 31 марта). Чистая прибыль – $1,4 млрд. Капитализация – $18,7 млрд. Акционеры: основатель и председатель правления Ричард Шульце – 16,45%, институциональные инвесторы – 82,66%.

Информация о регистрации товарного знака Future Shop по классу 35 (услуги магазинов розничной продажи и розничная продажа в онлайн-режиме бытовой электроники, компьютерных аппаратных средств и проч.) содержится в документах Роспатента.

Заявку компания подала в 2006 г. Сотрудник юридической фирмы «Гоулингз интернэшнл», которая представляет в России интересы Best Buy, уточнил, что с 2007 г. на рассмотрении в Роспатенте находится регистрация товарного знака Best Buy. Он не в курсе планов американской компании в России, но считает, что регистрация получена «неспроста».

Связаться с представителями Best Buy вчера не удалось, в европейском офисе компании от комментариев отказались.

Best Buy – крупнейший продавец бытовой техники и электроники США, где, по собственным данным, контролирует 21% рынка, выручка от продаж в 2007 г. – $40 млрд. Компания ни разу не заявляла о желании открыть магазины в России, но в июне, после создания СП с британским ритейлером Carphone Warehouse, представители Best Buy отмечали, что «сделка станет преддверием глобального развития компании и в остальных странах Европы».

Выходцы из Best Buy уже работают в России – их пригласил президент и основной владелец сети «Эльдорадо» Игорь Яковлев. Бывший вице-президент по продажам Алекс Шенделл сейчас вице-президент «Эльдорадо» по розничным операциям, бывший директор по продажам Шон Мэгги – руководитель компании Hi Technic, сервисной «дочки» «Эльдорадо». Советником Яковлева был Дональд Имс, в прошлом старший вице-президент Best Buy.

Best Buy знаменита своими распродажами (см. врез). Это не понравилось производителям дорогой техники – японским Toshiba, Kenwood и Mitsubishi, а также американской Whirlpool, и во второй половине 1990-х гг. они разорвали отношения с Best Buy. Сеть сделала выводы из этой истории и создала в торговых залах специальные зоны для продажи дорогих товаров.

Американские Best Buy часто направлены на определенную аудиторию покупателей – компания делит их на пять основных категорий. В магазинах практически нет продавцов. Вместо этого в магазинах распространяется информация о товарах, чтобы покупатели сами выбирали нужный. Средняя торговая площадь – 3700 кв. м. Помимо продаж оказывает услуги технической поддержки и подписки на услуги мобильной связи и интернета.

Основной владелец сети «М.видео» Александр Тынкован ожидает прихода Best Buy в Россию лишь через несколько лет (в Китае компания открыла офис в 2003 г., а первый магазин – в 2007 г. – «Ведомости») и не считает ее серьезной угрозой для отечественных торговцев: «Ни для кого в России Best Buy не страшна, их американские технологии [продаж] плохо приживаются в Европе».

«Время иностранцев прошло. Best Buy не будет лучше российских конкурентов – «М.видео», «Эльдорадо», «Техносилы», – согласна аналитик «Ренессанс капитала» Наталья Загвоздина.

По ее словам, если компания примет решение выйти в Россию, у нее возникнут проблемы в связи с отсутствием консолидированной базы поставщиков и логистов.

Показатели российских сетей уже сопоставимы с мировыми, указывают аналитики. Выручка «М.видео» с метра торговой площади в 2006 г. составила $9628, говорится в отчете Deutsche Bank к IPO компании. «Это прекрасный результат по сравнению с лидерами рынка – DSG [$13 573], Kesa [$8754] и Best Buy [$10 129]», – замечают аналитики банка. Валовой доход с метра у «М.видео» чуть ниже, чем у глобальных конкурентов: $2022 против $2258, $2672 и $2471.

Best Buy в 1966 г. основал американский предприниматель Ричард Шульце. Изначально фирма называлась Sound of Music и торговала радиоприемниками, магнитофонами и прочей техникой для воспроизведения звука. Свое нынешнее название компания получила в 1983 г.