Продолжаем покупать, особенно Фаберже

Неделя торгов русским искусством в Лондоне проходит обнадеживающе, по нынешним кризисным временам и половина проданных лотов – успех

Самой удачной по результатам уже состоявшихся торгов можно считать продажу императорских и королевских подарков на Sotheby’s.

На этот аукцион была выставлена редкая коллекция подарков, полученных принцессой Тире Датской. В том числе драгоценные безделушки от Фаберже, подаренные российской императрицей Марией Федоровной. Изделия фирмы Фаберже, да еще царского происхождения, всегда в цене, топ-лоты аукциона привозили в сентябре в Москву на выставку (это, как правило, способствует продажам), так что в Лондоне было реализовано 94% лотов. Можно сказать, что скупили все.

Главное сокровище коллекции – эффектную, в форме сердца, покрытую алой эмалью серебряную рамку для фотографий с портретом императрицы Марии Федоровны – продали за 229 250 фунтов стерлингов, хотя предварительная оценка «сердечка» составляла 60 000–80 000 фунтов. Как всегда, хорошо пошла мелкая пластика (скульптурки птиц и зверей из полудрагоценных камней) от Фаберже, у которой немало поклонников среди коллекционеров. Несколько предметов ушло вдвое дороже предполагаемой цены.

Коллекция русского прикладного искусства на торгах Christie’s продалась не так успешно – нашлись покупатели только на 59% лотов. Но здесь и цены были выше, и вещи крупнее. За самую высокую цену ушла икона «Спас Нерукотворный» из мастерской Павла Овчинникова – 265 250 фунтов, вдвое превысив верхнюю планку эстимейта.

Но лучше всего и здесь продавались драгоценные мелочи от Фаберже – нефритовый с позолотой настольный звонок был куплен за 85 250 фунтов, хотя предварительно оценивался в 10 раз меньше. Ордена и оружие, по словам главы департамента русского искусства Christie’s Алексиса Тизенгаузена, «также пользовались спросом». Кавказская шашка с позолотой, чернью и дарственной надписью великому князю Михаилу Николаевичу была продана за 157 250 фунтов, хотя предварительно оценивалась в 70 000–90 000. А звезда ордена Святой Анны досталась новому владельцу за 265 250 фунтов.

Сумма продаж на торгах русской живописью Sotheby’s составила 14 155 600 фунтов стерлингов – это меньше ожидаемых аукционным домом 17–24 млн. Продалось только 58,2% лотов. Хотя и такой результат, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, можно считать удачным.

Самым дорогим лотом здесь оказалась «Обнаженная» Михаила Ларионова – 1 385 250 фунтов, но эта цена укладывается в границы эстимейта. Также в рамках предполагаемой оценки была продана и монументальная картина Владимира Маковского «Толкучий рынок в Москве» – 1 329 250 фунтов. И сенсационно, почти с пятикратным превышением эстимейта нашла нового владельца темпера Николая Рериха «Приказ» – 1 105 250 фунтов. Вторая работа этого художника также продалась много лучше, чем предполагалось. Надо заметить, что с работами Рериха такой аукционный ценовой взлет происходит не первый раз. Также значительно выше эстимейта (250 000–350 000 фунтов) была продана «Египтянка» Василия Поленова – 1 049 250 фунтов.

С одной стороны, тот факт, что несколько картин на русских торгах Sotheby’s были проданы выше намеченной цены, можно считать хорошим показателем состояния рынка. А можно предположить, что сотрудники аукционного дома проявили излишнюю осторожность, скорректировав цены с учетом экономического кризиса.

Но вряд ли кто-то может упрекнуть специалистов старейшего аукционного дома в некомпетентности. Русский антикварный рынок молод и непредсказуем. Несколько лет подряд он поражал стремительным взлетом цен и даже теперь, когда продажи произведений искусства плавно, но падают, не сдается и продолжает ставить рекорды. На этих торгах Sotheby’s картины семи художников были проданы значительно дороже, чем когда-либо.