Время тратить

На празднование Нового года средний россиянин потратит 537 евро, говорится в исследовании Deloitte «Праздничное настроение – 2008»

«Мы ожидаем повышения покупательской активности в декабре, люди будут стремиться потратить наличные сбережения, опасаясь, что деньги могут обесцениться. Но в дальнейшем расходы сократятся – увольнения в компаниях и урезание зарплаты стали реальностью», – говорит сотрудник «Хоум кредит энд финанс банка».

Россияне пока не ощутили влияния финансового кризиса, свидетельствуют данные опроса Deloitte, в отличие от 40–60% жителей Европы. «Опрос проводился в конце сентября – начале октября. С того времени психологическая картина могла ухудшиться. Но Новый год для многих большой праздник, и даже ухудшение уровня жизни не повлечет экономии на подарках и праздничном столе», – считает Егор Метелкин, партнер Deloitte.

На Новый год граждане России надеются получить деньги или эквивалентные им подарочные сертификаты (36%), косметику и парфюмерию (22%), одежду и обувь (19%), ювелирные украшения и часы (17%). Дарить россияне планируют косметику и парфюмерию (45%), одежду и обувь (30%), продукты, шоколад, конфеты и шампанское (28%). 90% респондентов пока подарков не купили.

В октябре статистика не показывала замедления роста реальных располагаемых доходов населения, знает Наталья Акиндинова из Центра развития: например, в мае прирост по сравнению с прошлым годом был 5,4%, в июне – 5,7%, в сентябре – 6,8%, а в октябре – 6,9%. Но макроэкономические показатели и самооценку россиян не надо смешивать с российской традицией веселиться всем смертям назло, считает Акиндинова: «Вспомните советские годы: ничего невозможно было достать, а новогодние столы ломились, все собирали гостей и веселились». Желание тратить на Новый год гораздо больше связано с традициями, чем с экономической ситуацией, уверена она.

Россиянин готов потратить на праздники 537 евро – почти как житель Франции (527 евро) или Бельгии (597 евро). Больше всех тратят на праздничные подарки, еду и развлечения в Ирландии – 1355 евро, меньше всех на Украине – 235 евро.

«Я буду удивлен, если выводы Deloitte окажутся правильными, – говорит Сергей Воробьев, председатель совета директоров Ward Howell. – Российский потребитель ведет себя рационально, а сейчас не лучшее время для трат. Чтобы напомнить о себе, и открытка сгодится». «Сотрудники знают, что их работодатели всерьез задумываются о сокращении численности персонала или зарплат. Мало кто решится на серьезные траты в Новый год», – присоединяется к нему Екатерина Варга, руководитель проекта Pyndex.

Производители шоколада, простейшего антидепрессанта, от кризиса только выиграют, считают аналитики Commerzbank (их цитирует «Интерфакс»).

«Если люди не могут позволить себе пообедать в ресторане, они идут и покупают плитку шоколада», – пишет аналитик Commerzbank Ойген Вайнберг. Совладелец крупной российской кондитерской компании заметил рост спроса на шоколад в кризисный 1998 год и рассчитывает на рост в ближайшие месяцы.

«Традиционно с начала декабря по середину марта приходится 70% годовых продаж парфюмерно-косметических товаров. Это самый легкий и популярный подарок», – говорит член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Анна Дычева-Смирнова и называет подарочные сертификаты прижившейся в России европейской практикой.

Бума кредитов не ожидается: многие заемщики не смогут их получить, а многие банки – выдать, рассуждает сотрудник крупного розничного банка.

Дмитрий Прохоренко, партнер хедхантинговой компании Heidrick & Struggles, обратил внимание, как напряжены российские топ-менеджеры. Первые три квартала 2008 г. позволили им сделать хороший задел, и 80% топ-менеджеров не останутся без годового бонуса, но 2009 г. они ждут с опаской. Большая часть топ-менеджеров получат бонусы лишь в начале следующего года, после подведения итогов, а они могут оказаться заметно ниже ожидаемых, заключает Прохоренко.