Инфраструктура в долг

Минфин и ФСФР собираются давать госгарантии под инфраструктурные облигации. Эксперты не в восторге от нового инструмента
Reuters

Вчера Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) и Минфин представили концепцию создания инфраструктурных облигаций. Ее поручил написать премьер Владимир Путин еще в ноябре.

Законопроект будет готов к июлю, пообещал руководитель ФСФР Владимир Миловидов. Инфраструктурные облигации нужны, говорится в пояснительной записке к проекту ФСФР (есть у «Ведомостей»): консервативным инвесторам сейчас не хватает надежных инструментов, бюджету – денег на развитие инфраструктуры.

Облигации могут быть выпущены в объеме от 5 млрд руб. на 5–25 лет, говорится в презентации Минфина. Основными инвесторами будут пенсионные фонды, страховые компании и другие консервативные инвесторы (см. таблицу).

Перечень проектов, под которые можно выпускать облигации, будет закрытым, пишет ФСФР: это строительство транспортной инфраструктуры, социальные объекты, объекты жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Эмитентами будут специально созданные АО (SPV) с преобладанием частного капитала. В презентации говорится, что эмитентом может быть и естественная монополия. Принципиальных расхождений у ФСФР и Минфина нет, говорит директор департамента министерства Андрей Иванов: возможны оба варианта, так как средства, которые привлекает, например, «Транснефть» или РЖД, в любом случае используются на инфраструктуру.

Частная компания должна будет заключить с собственником объекта соглашение о его развитии, рассказывает Миловидов: ведь в дальнейшем она будет получать доход от эксплуатации. Облигации выпускаются под госгарантию. Если инвестор рассчитывает на участие государства, то необходимо будет получить одобрение правительства, а затем – оценку инвестбанков на коммерческую эффективность, добавляет Иванов. Однако правительство надеется разделить риски: сумма гарантий еще обсуждается, возможны и поручительства Внешэкономбанка. В случае эмиссии монополий гарантии не нужны, потому что обязательства принимаются за счет регулирования тарифов и других источников, говорит он.

Доходность оценить сложно, все будет зависеть от конъюнктуры, считает Миловидов, но если бы облигация выпускалась сейчас, то доходность была бы около 13%. Ставка на банковском депозите выше, замечает президент НПФ «Лукойл-гарант» Сергей Эрлик, чтобы со стороны НПФ был спрос, ставка должна превышать рост цен на 2–3%.

Инфраструктурная облигация – новый инструмент и скорее всего будет принят рынком настороженно, говорит аналитик «Ренессанс капитала» Николай Подгузов: Москва, например, размещает под доходность 16–17%. Потенциально такие облигации найдут своего покупателя, считает он, однако первое время емкость рынка вряд ли составит больше 50 млрд руб. в год. Для муниципальной и региональной инфраструктуры облигации могут стать одним из ключевых инструментов развития, уверен партнер «Вегас-лекса» Альберт Еганян.